Выставка памяти Катарины Кляйн

Катарине Кляйн, с любовью

Мастера ушедших эпох вдохновляют современных художников на новые свершения. Однако искусство самих мастеров может быть забыто для других людей. В благодарность своим учителям последователи находят возможность рассказать об их творчестве через свои работы. Петербургские художницы Вера Ларионова и Елена Попова следуют этой традиции.

За пару дней до открытия выставки «Целуя бархат лепестков» актовый зал «Русско-немецкого центра встреч Санкт-Петербурга»» буквально расцвел. На стенах в несколько рядов уместились натюрморты и пейзажи, выполненные пастелью и маслом. Натюрморт был излюбленным жанром Катарины Кляйн, немецкой художницы, известной в истории живописи и иллюстрации как «королева почтовых открыток».

Вера Ларионова и Елена Попова организуют выставку памяти Катарины Кляйн во второй раз. «Идея устраивать юбилеи художников пришла к нам от музыкантов, — рассказывает Елена Попова. — Юбилей композитора — отличный повод посмотреть в историю, чтобы усмирить гордыню и не изобретать велосипед». Главная особенность творчества Кляйн, которую обе художницы выделяют среди всех остальных, неповторимая манера письма. «До сих пор никто точно не знает, в какой технике она работала, — подчеркивает Вера Ларионова. —  Либо это смешанная техника (акварель с гуашью), либо пастель на фоне мокрой акварели. Невероятно сложная техника. Сначала акварель должна высохнуть, затем поверх работы накладывается слой пастели».На выставке объемные по величине полотна сочетаются с миниатюрными картинами. На каждом из них изображены цветы в своем особом настроении. Огненные маки в поле, излучающие сияние и тепло в сумрачном осеннем пространстве. Побеги яблони, готовые вот-вот распуститься и наполнить воздух весенним запахом. Хранители летних воспоминаний крупные бутоны роз и полевые цветы.

Авторы выставки не скрывают свой трепет перед тем, что пишут, и сетуют на неоднозначное отношение к натюрморту. «Сегодня цветы остаются незамеченными, — говорит Елена Попова. — А ведь это следы рая на Земле, возможно, это самое лучшее из того, что у нас есть в мире». «Сейчас пропагандируется беспредметное искусство, которое не знает под собой классической базы, — продолжает Вера Ларионова. — Работы Катарины Кляйн могут смотрется салонно и немного мещански.  Но четкая выписанность, в то же время неповторимость это проявление очевидного таланта. Я думаю, все критики, напутствуемые общей тенденцией бездарности, ругают ее со сладострастием лишь потому, что ее некому защитить».

На рубеже ХIХ и ХХ веков к натюрморту относились с той же строгостью. Однако Катарина Кляйн, выросшая в сельской местности и полюбившая с детства цветы, никогда не изменяла себе. Вопреки резким высказываниям критиков, считавших ее коммерческим художником, Кляйн продолжала действовать. Сегодня ее творческое наследие насчитывает более двух тысяч работ.

Выставка открыта до 1 октября 2012   с12.00-20.00  Русско-немецкий Центр встреч, 3 этаж.

Санкт-Петербург, Невский 22-24 (вход с левой стороны немецкой евангелическо-лютеранской церкви Петрикирхе). Справки kultur@drb.sp.ru

Ирина Штрейс