Последний день в Потсдаме: план действий

Последний день в Потсдаме: план действий

Если у вас в планах объехать весь Бранденбург, к делу нужно подходить серьезно. Наступает последний день вашего пребывания в Потсдаме и кажется, что вы уже все видели. Вы уже прогулялись по Старой рыночной площади (и не раз), заглянули в пару музеев, восхитились Николайкирхе и даже успели поучаствовать в перформансе где-то на Шиффбауэргассе. Но остается еще несколько мест, которые пока не отмечены крестиком на карте. Каждое связано с культурой Германии и Бранденбурга, каждое рассказывает собственную историю. Найдите свое: последний день в столице Бранденбурга можно посвятить каждому из этих трех мест.

Что посмотреть в Потсдаме, если… необходимо больше королевских резиденций.

Этого точно не бывает мало. Поддерживаем ваш выбор и скорее отправляемся к берегу Святого озера (Heiliger See): там расположился Мраморный дворец (Marmorpalais). За время своего существования он выполнял самые разные функции и прошел путь от резиденции прусских королей до клуба для советских офицеров. В разное время здесь исполняли музыку и выставляли военную технику. Дворец строился в качестве резиденции в стиле раннего классицизма, ему были чужды пышность и пафос Сан-Суси. В возведении дворца принимал участие Карл Готтгард Лангганс (Carl Gotthard Langhans). Бранденбургские ворота в Берлине — его работа. Если на территории дворца вы наткнетесь на старый храм, уходящий колоннами в землю, то найдете еще одно творение Лангганса. Так он спроектировал здание дворцовой кухни. Мраморный дворец окутан особой таинственной атмосферой: говорят, что король Фридрих Вильгельм II, для которого и была построена эта резиденция, был связан с тайным обществом Розенкрейцеров (Rosenkreuzer). Вероятно, что в саду и во дворце можно найти немало символов, которые отсылают нас к нему. Такое впечатление производит Готическая библиотека (Gotische Bibliothek), построенная прямо на берегу озера. Еще в парке спрятана необычная темная пирамида. Кажется, именно она должна таить в себе все секреты короля, а понять ее предназначение можно лишь расшифровав сложную систему символов. На самом деле все оказывается куда проще: загадочную пирамиду во времена короля использовали как склад для хранения продуктов. Зимой туда помещали не только еду, но и лед. Таким образом, можно сказать, что вы набрели на холодильник Фридриха Вильгельма II. Даже элегантные дворцы нуждаются в паре продуманных деталей.

Что посмотреть в Потсдаме, если… душа просит русского зодчества?

Вы долго гуляли в саду, восхищаясь дарами раннего классицизма, но вдруг поняли, что скучаете по резным ставням деревянных домиков? В любой другой ситуации мы бы просто нашли пару фото в интернете, но в Потсдаме делать этого не нужно: неподалеку от дворца Сан-Суси расположился поселок Александровка. Свое имя он получил в честь Александра  I (как и Александерплац (Alexanderplatz) в Берлине). Фруктовые сады, русские подворья и православный храм. На мгновение даже можно забыть, что находишься в Германии, но табличка с надписью Russische Kolonie тут же возвращает в реальность. Деревню построили для певцов русского солдатского хора, оставшихся в Пруссии со времен наполеоновских войн. На эту идею прусского короля Фридриха Вильгельма III вдохновил его видит в Россию, а в особенности строящиеся там военные поселения и эскизы домов деревни Глазово, той, что находилась когда-то под Петербургом. Было решено забрать кусочек этой культуры в Германию и построить домики на манер русских изб. Их обставили мебелью, а в садах посадили множество фруктовых деревьев. Каждое подворье должно было передаваться по наследству но сейчас, спустя годы, наследники певчих солдат живут лишь в двух. Для короля в Александровке тоже построили дом, с настоящей чайной и тульским самоваром.

Что посмотреть в Потсдаме, если… хочется разобраться, откуда у Потсдамской конференции такое название.

Искать ответ на этот вопрос долго не придется: конференция названа так именно потому, что проходила в Потсдаме. Но где именно? Сейчас почувствовать себя причастным к истории может каждый, нужно только знать, куда идти. Местом проведения конференции был выбран дворец Цецилиенхоф (Cecilienhof). Выглядит он совсем не так, как Мраморный дворец Фридриха Вильгельма II. Случайный прохожий мог бы не догадаться, что это — монаршеская резиденция. Цецилиенхоф стилизован под сельскую усадьбу средневековой Англии. Из окон — вид на озеро Юнгфернзе (Jungfernsee), здесь же раскинулся лаконичный Новый сад, напоминающий английский парк. Понять о его причастности к кронпринцу Вильгельму можно лишь по гербу над входом. Дворец был назван так в честь его супруги, Цецилии Мекленбург-Шверинской, он стал последней резиденцией династии Гогенцоллернов, курфюрстов Бранденбурга и королей Пруссии. На момент проведения Потсдамской конференции во дворце еще можно было найти личные вещи кронпринца и его супруги. Их вывезли на ближайшую ферму, а недостающие элементы декора заменили. Интерьер в комнатах глав делегаций оформили в соответствии с их вкусами. Так, в кабинете Иосифа Сталина важным предметом был письменный стол, комнату Уинстона Черчилля украшала неоготическая мебель, привезенная из дворца Бабельсберг, а рабочий кабинет Гарри Трумэна был декорирован в стиле раннего классицизма. Конференция началась 17 июля и продлилась до 2 августа 1945 года. Сразу после окончания конференции Цецилиенхоф был открыт для всех желающих. До конца 2020 года во дворце проходила масштабная выставка, связанная с 75-летием Потсдамской конференции. Правда, ни единого экспоната из России там не было: кураторы выставки не допустили формулировки, использованные в российских сопроводительных текстах, а министерство культуры, в свою очередь, запретило их вывоз за границу. Так или иначе, сам дворец — живая история, хорошо, что прикоснуться к ней можно в последний день в Потсдаме.

Теперь выбор за вами, будь то таинственная королевская резиденция, фруктовые сады и русские подворья или последняя резиденция королевской династии. Любое из этих мест открывает Потсдам с необычной стороны и сможет напомнить вам обо всех историях, которые вы уже слышали в этом городе.

Текст: Татьяна Юминова

Иллюстрация: Оксана Пиллинг

#PSB.brandenburg.spb