О Мейехольде…

О Мейехольде...

На одной из центральных площадей Пензы — Фонтанной 27 августа 2000 года появилась любопытная достопримечательность: цветное панно размером 6х7 метров с репродукцией картины французского художника Эдуарда Мане «За кружкой пива» (письмо 3, фотография 2). Оригинальность панно заключается в том, что оно собрано… из 55 тысяч цветных бутылочных пробок! Это — напоминание о том, что в плодородной Пензенской губернии производство напитков процветало издавна. Вот из сословия пензенских виноделов и произошёл великий русский режиссёр немецкого происхождения Всеволод Эмильевич Мейерхольд, родившийся в Пензе 28 января (9 февраля) 1874 года. Дом, в котором тогда проживала семья его отца, винодела Эмилия Теодоровича (Фёдоровича) Майергольда, видимо, до наших дней не сохранился; Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» с мемориальным музеем режиссёра был открыт 24 февраля 1984 года в доме, в котором семья жила в 1881 — 1895 годах, № 59 по улице Володарского, бывшей Лекарской.

Памятник Мейерхольду около его дома-музея в Пензе. Из архива Льва Барона
Памятник Мейерхольду около его дома-музея в Пензе. Из архива Льва Барона
Дом-музей Мейерхольда в Пензе. Из архива Льва Барона

Рядом был установлен памятник Мейерхольду работы скульптора Юрия Евгеньевича Ткаченко: режиссёр как бы открывает дверь в принципиально новое искусство сцены. Герой нашего повествования был крещён по лютеранскому обряду как Карл Казимир Теодор. Во Всеволода, в честь писателя Всеволода Михайловича Гаршина, он переименовал себя сам, приняв в 1895 году православие.В том же году он окончил Пензенскую Вторую мужскую гимназию, находившуюся в той же Лекарской улице (нынешний адрес — улица Володарского. 5), и уехал из Пензы в Москву, где поступил на юридический факультет местного университета. Годом позже, однако, решив посвятить себя не Фемиде, а Мельпомене и Талии, музам театра, он перешёл в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества, которое и окончил в 1898 году. Его наставником был Владимир Иванович Немирович-Данченко, пригласивший, разумеется, способного выпускника в труппу создаваемого им совместно с Константином Сергеевичем Алексеевым (Станиславским) Художественного театра. Будущий прославленный МХАТ открылся 14 (26) октября 1898 года в театре московского сада «Эрмитаж» постановкой трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Молодому Мейерхольду доверили роль Василия Шуйского. Громкая премьера Художественного театра — «Чайка» Антона Павловича Чехова — прошла 17 (29) декабря того же года. На фотографии автор пьесы изображён среди актёров труппы. В.Э.Мейерхольд (третий справа) и К.С.Станиславский (шестой справа) играли роли, соответственно, Треплева и Тригорина; в чеховских же «Трёх сёстрах» (премьера состоялась 31 января 1901 года) — барона Тузенбаха и Вершинина.

Самостоятельная режиссёрская деятельность В.Э.Мейерхольда началась в 1902 году. Уже в этом амплуа четырьмя годами позже Всеволод Эмильевич переехал в Петербург. Это событие в творческой биографии Мастера связано с именем великой русской актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской (1864 — 1910). Не ужившись на сцене Александринского театра с Марией Гавриловной Савиной, Комиссаржевская создала собственную труппу, с осени 1906 года арендовавшую театральный павильон в Демидовском саду в Офицерской (Декабристов) улице, 39. Здание театра было разрушено в 1933 году, территорию сада в наши дни занимает стадион Университета физкультуры и спорта имени П.Ф.Лесгафта. 10 ноября 1906 года Мейерхольд поставил в Драматическом театре Комиссаржевской пьесу Генрика Ибсена «Гедда Габлер», 30 декабря — «Балаганчик» Александра Александровича Блока, сыграв в нём роль Пьеро. Плодом творческого союза режиссёра, актрисы и поэта стали 13 пьес Блока, поставленные Мейерхольдом в театре Комиссаржевской.К сожалению, новаторские идеи Мейерхольда не нашли отклика у большинства зрителей. После того, как некоторые постановки были освистаны публикой, Вера Фёдоровна была вынуждена в ноябре 1907 года расторгнуть с ним контракт. На заседаниях актёрских Суда чести и Третейского суда, куда обратился Мейерхольд, она документально доказала значительное снижение выручки в «его» эпоху.В период режиссёрства в театре Комиссаржевской Всеволод Эмильевич проживал в доме 18 по Алексеевской улице (нынешней улице Писарева). И в дальнейшем он оставался верен «театральному» району Петербурга, сняв в 1909 году квартиру в доме 2 по Театральной площади. На фасаде этого здания, в котором он проживал до 1914 года, установлена мемориальная доска. 7 ноября 1918 года в организованном в расположенном рядом здании Консерватории (оно уже столько лет ремонтируется, что петербуржцы, кажется, уже забыли, как оно выглядит!) он поставит «Мистерию-буфф» Владимира Владимировича Маяковского. Сам автор сыграет в пьесе несколько ролей.Но это будет уже после революции. А пока Мейерхольд продолжает репетировать и ставить спектакли в летнем театре в Терийоках (Зеленогорске), в арт-подвале «Бродячая собака» (Михайловская площадь или площадь Искусств, 5), на знаменитой «Башне» Вячеслава Ивановича Иванова (Таврическая улица, 35/1). Именно там поэт, драматург и критик Михаил Алексеевич Кузьмин придумал для него творческий псевдоним «Доктор Дапертутто», взяв его из сказочной повести Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Приключения в новогоднюю ночь». С итальянского языка имя переводится как «Вездесущий». Мейерхольд становится режиссёром Императорских театров.

Александриинский театр в Санкт-Петербурге. Из архива Льва Барона

В Александринском  он ставит, в том числе, «У царских врат» Кнута Гамсуна, «Дон Жуана» Жана Батиста Мольера, «Грозу» Александра Николаевича Островского, чьё имя сейчас носит площадь перед театром. На премьере 1917 года «мейерхольдовской» постановки драмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» Арбенина играл Юрий Михайлович Юрьев. Много лет спустя он получит квартиру в элитном доме на набережной Карповки в Ленинграде, связанном с трагическими событиями в жизни уже самого режиссёра…В Мариинском театре Мейерхольд в 1911 году ставит оперу Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Вместе с режиссёром Леонидом Сергеевичем Вивьеном на базе Александринского театра он организует Курсы сценического мастерства. С Троицкой (ныне — Рубинштейна) улицы они переезжают в дом Общества инженеров путей сообщения в Бородинскую улицу, 6, где в наши дни также была открыта мемориальная доска. Заведуя ими и лично преподавая там режиссуру, Всеволод Эмильевич усиленно внедряет на занятиях учение о биомеханике, то есть о физической подготовке актёров для выполнения на сцене сложных импровизаций.В голодном 1920 году Мейерхольд покидает Петроград и 7 ноября постановкой «Зори» по Эмилю Верхарну открывает в Москве 1-й Театр РСФСР. Сменив несколько сцен и названий, театр в 1922 году разместился на Триумфальной площади и был наименован ГОСТиМом — Государственным театром имени Мейерхольда. Уже после гибели Всеволода Эмильевича, в 1940 году, здание театра было «поглощено» Концертным залом имени П.И.Чайковского, однако, лицо сидящего в расположенном рядом саду «Аквариум» рогатого сатира очень напоминает мейерхольдовское.

Из архива Льва Барона
Из архива Льва Барона

На сцене ГОСТиМа зрители увидели «Ревизора» Н.В.Гоголя, «Горе уму» по А.С.Грибоедову, «Лес» А.Н.Островского, «Клопа» и «Баню» В.В.Маяковского, «Даму с камелиями» по роману Дюма-сына. Параллельно В.Э.Мейерхольдом были организованы Высшие режиссёрские и театральные мастерские. На одной из выпускниц, ставшей ведущей актрисой ГОСТиМа, бывшей супруге Сергея Александровича Есенина Зинаиде Николаевне Райх, в том же 1922 году женился сам Мейерхольд. Вместе с ней и усыновлёнными им детьми Есенина Татьяной и Константином он поселился в квартире 11 «Кооперативного дома артистов» в Брюсовском переулке, 12. В 1991 году там был открыт музей-квартира В.Э.Мейерхольда.

7 января 1938 года приказом Комитета по делам искусств Наркомпроса ГОСТиМ был закрыт, а 20 июня 1939 года был арестован сам режиссёр. Через 24 дня, в ночь с 14 на 15 июня 1939 года, в московской квартире в Брюсовском переулке семнадцатью ножевыми ударами была убита З.Н.Райх; преступление так и не было раскрыто. Арестовали Мейерхольда в Ленинграде, в доме 13 по набережной Карповки, где квартира была ему предоставлена личным распоряжением С.М.Кирова. Дом с комфортабельнейшими по тем временам квартирами был воздвигнут в 1931 — 1934 годах по проекту архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона и Игоря Ивановича Фомина…Мейерхольда этапировали в Москву, где его на допросах зверски пытали и 2 февраля 1940 года расстреляли как «врага народа». В 1955 году он был реабилитирован, а заслуженные пули получили отягощённые к тому времени генеральскими погонами его палачи. На допросах один из них в своё, так сказать, «оправдание» бормотал, что он, дескать, неуч (что, в общем-то, было справедливо) и, следовательно, не понимал, кем был Мейерхольд.К «около-мейерхольдовским» адресам Санкт-Петербурга можно отнести и дом 33-37 по улице Чайковского. С 1944 по 1978 годы в нём проживал замечательный актёр театра и кино Василий Васильевич Меркурьев, женатый на Ирине Всеволодовне Мейерхольд, дочери режиссёра от первого брака.