Лео фон Кленце: человек мира

Лео фон Кленце: человек мира

17 декабря 1837 года петербургский Зимний дворец был практически полностью уничтожен пожаром. Благодаря самоотверженности солдат Преображенского полка, успевших заложить кирпичами все проходы из дворца в здания Эрмитажа, коллекции императорского музея не пострадали. Однако, параллельно с восстановлением дворца, Николай I задумался о строительстве нового музейного здания на месте так называемого Шепелевского дома в Миллионной улице. Дом этот, одно из творений Франческо Бартоломео Растрелли, был возведён под руководством генерала Дмитрия Андреевича Шепелева ещё при Елизавете Петровне как резиденция приезжавших в Петербург иностранных монархов и сосватанных за российских Великих князей принцесс. В пушкинские времена в Шепелевском доме разместилась мастерская создателя Военной галереи Зимнего дворца английского портретиста Джорджа Доу и проживал, кроме прочих, поэт и воспитатель цесаревича Александра (будущего Александра II) Василий Андреевич Жуковский. В салоне Жуковского собирались Пушкин, Гоголь, Крылов и весь цвет русской литературы данной эпохи.Посетив в том же 1837 году столицу Королевства Бавария Мюнхен, император Николай задумал поручить строительство Нового Эрмитажа придворному архитектору короля Людвига I фон Виттельсбаха Лео фон Кленце (1784 — 1864). Уроженец Шладена в Нижней Саксонии, фон Кленце получил образование в Германии и Франции, затем стажировался в Италии, где навсегда влюбился в архитектуру Античного мира. Послужив вестфальскому королю Жерому Бонапарту и вице-королю Италии Евгению Богарне (брату и пасынку Наполеона), он, после крушения наполеоновской империи, окончательно обосновался в Баварии, где с 1825 года правил король-меценат, создатель, в частности, знаменитой «Галереи красавиц» в Нимфенбурге под Мюнхеном Людвиг I( 1786 — 1868, отрёкся в революционном 1848 году). В 1816 — 1834 годах Кленце создаёт в западной части Мюнхена ансамбль Королевской площади — Кёнигсплац: Пропилеи — ворота по образу и подобию античных Пропилей афиского Акрополя; Глиптотеку, где до сих пор хранится уникальное собрание античной скульптуры, здание Государственного Античного музея. Колонны первой постройки увенчаны дорическим ордером, второй — ионическим, третьей — коринфским. Так Лео фон Кленце стал родоначальником архитектурного стиля «неогрек» или «мюнхенский эллинизм», а Мюнхен с тех пор стали именовать «Афинами на Изаре», реке, которая течёт через город.В 1832 году королём Греции ведущими европейскими державами был избран сын Людвига I баварский принц Отто (Оттон I). Двумя годами позже фон Кленце посетил Афины, оставив после поездки целую галерею видов всемирно известных достопримечательностей, реконструированных его воображением; прежде всего — знаменитого Акрополя.

Фльл их Архива Льва Барона

Обратите, пожалуйста, внимание на хранящуюся в Эрмитаже картину фон Кленце «Дворец в Афинах» и сравните изображённую на ней постройку с видом Нового Эрмитажа работы Иосифа Иосифовича Шарлеманя, кстати, выпускника петербургской Петришуле. Шедевр фон Кленце — возведённый на холме над Дунаем в 10 км от баварского города Регенсбурга павильон «Вальхалла». Он копирует афинский храм Парфенон (V век до н.э.) даже своими размерами (48,5 метров в длину, 14 в ширину, 15,5 в высоту). «Вальхалла», тем не менее, пришла к нам не из древнегреческого, а из скандинавского эпоса. Это — небесные чертоги, куда девы-валькирии доставляют для вечного блаженства геройски павших на поле брани викингов.Людвиг I лично выбрал как место строительства баварской «Вальхаллы», так и даты закладки и открытия павильона (соответственно, 18 октября 1830 и 18 октября 1842 года: произошедшая 16 — 19 октября 1813 года под Лейпцигом «Битва народов» окончательно решила исход кампании против Наполеона). Внутри павильона в «Зале славы» на сегодняшний день установлено около двухсот статуй, бюстов и памятных досок в честь великих немцев всех исторических эпох. Среди них — скульптурные изображения императрицы Екатерины II и российских фельдмаршалов Бурхарда Кристофа Миниха, Ивана Ивановича Дибича-Забалканского и, почему-то, шотландца по происхождению Михаила Богдановича Барклая де Толли.

Фото из архива Льва Баорна

Итак, в 1839 году Лео фон Кленце приезжает в Петербург, составляет проекты фасадов здания и его выполненных в различных стилях интерьеров помпейских вилл залов и присутствует на церемонии его закладки. А вот непосредственно руководить его строительством Кленце не позволил его патрон — король Людвиг I, «милостиво повелевший» архитектору возвращаться назад — восстанавливать в Мюнхене после пожара Национальный театр (фотография 5), достраивать «Вальхаллу», работать в Хофбурге — королевской Резиденции (фотография 6). Среди других мюнхенских работ фон Кленце упомянем здания Старой почты (фотография 7), Старой Пинакотеки, Пантеона на лугу Терезии, где традиционно проходят фестивали пива «Октоберфест».Возводили Новый Эрмитаж по чертежам Лео фон Кленце петербургские архитекторы Василий Петрович Стасов (1769 — 1848) и Николай Ефимович Ефимов (1799 — 1851). Одним из наиболее популярных символов Санкт-Петербурга стал знаменитый портик, около которого десять атлантов поддерживают балкон. Фигуры были вырублены из серого сердобольского гранита ста пятьюдесятью каменотёсами под руководством Александра Ивановича Теребенёва (1815 — 1859) по модели, опять-таки, мюнхенского скульптора Иоганна фон Гальбига (1814 — 1882).Кроме того, на поверхностях и в нишах трёх фасадов Нового Эрмитажа (четвёртый примыкает в зданию Большого (Старого) Эрмитажа) установлены десятки статуй выдающихся художников, ваятелей, теоретиков искусства античных времён, эпохи Возрождения и более поздних. Среди них — статуи великого художника и графика из Нюрнберга Альбрехта Дюрера (1471 — 1528) и известного немецкого исследователя античного искусства Иоганна Иоахима Винкельмана (1717 — 1768), по некоторым сведениям, консультировавшего Екатерину II, когда та решила собирать коллекции Эрмитажа. Первая статуя хорошо видна во втором ярусе левого крыла фасада по Миллионной улице, вторая — крайняя справа в нише I этажа на углу с набережной Зимней канавки.Торжественное открытие Нового Эрмитажа состоялось 5 февраля 1852 года. До войны именно здесь был главный вход в Государственный Эрмитаж. А 29 декабря 1941 года, на четвёртом месяце блокады, один из Атлантов был серьёзно повреждён прямым попаданием снаряда…                                                                                                                                                      Лев Барон

Фото из архива Льва Барона