«Простыми словами о немцах Петербурга»: Кто придумал детский сад и как он впервые появился в Петербурге?

"Простыми словами о немцах Петербурга": Кто придумал детский сад и как он впервые появился в Петербурге?

Рады познакомить вас с новой статьей из цикла работ, подготовленных для drb студентами СПбПУ Петра Великого.

Елизавета Прокопенкова рассказывает о развитии дошкольного образования в Санкт-Петербурге и о людях, сыгравших в этом процессе значительную роль:

Знаете ли вы, что первые детские сады появились в России гораздо позже, чем может показаться на первый взгляд? Это произошло в 1863 году в Санкт-Петербурге. Как Фридрих Фрёбель связан с этим событием? Кто такие «детские садовницы» и «фрёбелички»? В чем суть Фрёбелевского Общества и почему в XIX веке оно стало популярным в Петербурге? Что такое «дары» Фрёбеля»? Но, пожалуй, обо всем по порядку.

Кто такой Фридрих Фрёбель?

Фридрих Фрёбель

Фридрих Фрёбель – немецкий педагог-новатор, ученик Песталоцци. Он родился в 1782 году в Обервайсбахе в семье священника. Мать мальчика умерла, когда тому не было и года. Ни отца, ни мачеху его образование не заботило, поэтому Фридрих учился в деревенской школе для девочек и, в целом, был предоставлен самому себе. В 10 лет мальчик переехал к дяде в Штадтильм. С самого детства мальчик любил наблюдать за природой, что в дальнейшем повлияло на его подход к воспитанию детей.

Фридрих искал и пробовал себя в разной деятельности: был в подмастерьях у лесника, изучал математику и ботанику в Йене, работал землемером, и, наконец, в 23 года получил место в школе во Франкфурте, где он впервые познакомился с работами Песталоцци. В следующем году Фрёбелю даже удалось поработать с этим прославленным педагогом в Швейцарии. Почти в 30 лет он решил продолжить брошенную когда-то из-за проблем с деньгами учебу, однако и в этот раз ему не удалось получить диплом.

Спустя несколько лет после возвращения с войны Фридрих решает открыть свою школу. К сожалению, просуществовала она совсем недолго, педагога обвинили в пропаганде атеизма, хотя тот наоборот продвигал идею «божественного начала» в детях. Фридрих с его женой много переезжали, потом всё же вернулись в Германию и стали жить в городе Бланкенбурге, именно там педагог и открыл первое в мире заведение для «детей младшего возраста», которое назвал «детский сад».

В чем заключалась основная идея детских садов?

Слово «детский сад» было выбрано Фрёбелем неслучайно – педагог не раз сравнивал детей с цветами, требующими бережного ухода, которые должны выращивать садовницы. «Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни», — писал Фрёбель.

Интересно, что в первом детском саду действительно был свой сад — общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Изначально сады Фрёбеля не были задуманы как что-то, что заменяло родителей, наоборот, они должны были помочь в воспитании: мамы могли прийти в детский сад вместе с детьми и научиться чему-то новому у садовниц.

 Фрёбель считал, что цель детских садов не только в том, чтобы присматривать за детьми, но в том, чтобы «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».

Важность игры в методике Фрёбеля

В отличие от многих религиозных воспитателей своего времени, стремящихся розгами подавить непослушание и заставить детей быть покорными, Фридрих хотел раскрыть индивидуальность каждого ребенка, дать тому шанс создавать и чувствовать. И лучшим способом сделать это, по его мнению, была игра.

Фрёбель считал, что игра – это сама жизнь, только в её маленьких истоках. Так как важно, чтобы ребёнок в будущем стал полноценным членом взрослой жизни, нужно, чтобы он был полноценным членом жизни игровой. Поэтому воспитатель должен уважать игру и заботиться о ней.

«Дары Фрёбеля»

Система Фрёбеля знаменита своими «дарами» — специальными игрушками для развития ребёнка.

Первый дар Фрёбеля

Первый дар – мячи разных цветов на ниточке. Они помогают научить ребёнка различать цвета, учат пространственным представлениям (мать раскачивает мяч и говорит «влево-вправо», «вверх-вниз»), знакомят с утверждением и отрицанием (мать закрывает и открывает ладони с мячом и говорит «есть мячик – нет мячика»). 

Второй дар Фрёбеля

Второй дар — деревянные шар, кубик и цилиндр с одинаковыми диаметрами. С помощью них ребенок учится различать формы предметов. 

Третий дар Фрёбеля

Третий дар — кубик, разделенный на 8 частей. Благодаря ему дети получают представление о целом и его частях. Можно сказать, что именно этот дар стал первым детским конструктором.

Остальные дары – кубики, разделенные на плитки или более мелкие части разной формы и размеров, кольца и бусины различной формы.

Фрёбель внедрял в воспитание разнообразные виды деятельности: работу с дарами, подвижные игры, рисование, лепку, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, конструирование из бумаги и палочек.

Первый детский сад в Петербурге

Первый в России детский сад открыла в Петербурге на Васильевском острове Софья Люгебиль в 1863 году. Его разместили в деревянном флигеле, на пересечении Большого проспекта и 9-й линии. В 1866 году появился сад Аделаиды Симонович, туда брали детей от 3 до 8 лет. В то же время она стала выпускать журнал “Детский сад”, посвященный вопросам дошкольного воспитания.

 Журнал «Детский сад». 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович. Страницы из журнала.

Сначала в Петербурге использовалось заимствование из немецкого и сады назывались «Киндергартены», воспитательницы же – «садовницами» или «фрёбеличками». В детском саду были уроки рисования, гимнастики, танцев. На стенах висели картины с изображениями деревни, города, железной дороги, сцен из Библии. 

Садовницы занимали детей полезными и приятными делами, развивающими моторику и умение сосредотачивать внимание на предмете. Например, нанизывание на нитки пестрого бисера, плетение узоров из цветных бумажных полосок, лепка из глины, вышивание или рисование по клеточкам. Занятия чередовались с играми, но и в играх ребенок никогда не был предоставлен сам себе, у каждой из них всегда был смысл. В процессе игр ребенка знакомили с природой, географией и историей. Например, детям давали задание представить лес, и каждый из них играл определенную его часть (деревья, зверей, цветы и грибы). Обучая детей основам краеведения, им говорили нарисовать план класса, показать на плане Петербурга свои дома и т.д.

Фрёбелевское Общество

В 1871 году в Петербурге появилось Фрёбелевское общество, в числе основателей были врач К. А. Раухфус, создатель журнала «Учитель» И. И. Паульсон и выпускницы семинарии для детских учительниц и садовниц П. К. Задлер и Е. А. Вертер. На тот момент в обществе состояло около ста человек. Профессор П. Г. Редкин способствовал созданию Фрёбелевских курсов по подготовке семейных воспитательниц, руководительниц детских садов. Сначала курсы были платные, обучение занимало два года. 

В 1894 году Фрёбелевское общество открыло первый бесплатный народный зимний детский сад, в него ходили 50 мальчиков и девочек. Также общество организовало школу нянь, летнюю санитарную колонию для детей с ослабленным здоровья из бедных семей, народный детский сад, где дети рабочих и горожан содержались на благотворительные пожертвования. Сегодня Фрёбелевское Общество Санкт-Петербурга – открытая общественная организация, старающаяся показать родителям и будущим специалистам, как система Фридриха Фрёбеля может расширить ставшие традиционными подходы к воспитанию и образованию.

Источники:

  • http://drb.ru/wp-content/uploads/2019/07/FREBEL_stend.jpg
  • https://studfile.net/preview/4465847/page:7/
  • https://www.ggtu.ru/doc_word/nauch_rabota/materials/2013.pdf#page=159
  • https://new.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2020/09112020_prepodavatel/3/Knyazev.pdf

Источники фото:

  1. Фридрих Фрёбель  https://www.peoples.ru/state/teacher/friedrich_frobel/
  2. Первый дар Фрёбёля https://fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/147-dary-frebelia.html
  3. Второй дар Фрёбеля https://fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/147-dary-frebelia.html
  4. Третий дар Фрёбеля  https://fanclastic.ru/istoriia-konstruktorov/147-dary-frebelia.html
  5. Журнал “Детский сад” https://www.charmingrussia.ru/2014/03/blog-post.html