«Простыми словами о немцах Петербурга»: Карл Брюллов. Первая кисть государства

"Простыми словами о немцах Петербурга": Карл Брюллов. Первая кисть государства

Совместный проект drb и СПбПУ Петра Великого, о котором мы писали ранее, подошел к концу, и мы рады поделиться с вами его результатами. В рамках проекта команда из семи студентов-второкурсников работала над созданием цикла статей о петербургских немцах. Участники проекта выбрали самые разные темы — искусство, образование, медицина, государственная служба — и осветили в своих работах вклад петербургских немцев в развитие этих сфер деятельности. Название проекту студенты тоже выбрали сами — «Простыми словами о немцах Петербурга».

Сегодня мы публикуем статью руководительницы команды студентов Анастасии Гринюк:

Если вы интересуетесь немецкой живописью, то наверняка слышали о таких художниках как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Каспар Давид Фридрих. Однако сейчас речь пойдет не о них.

Давайте иначе взглянем на всем известные здания — «сувенирные» достопримечательности Санкт-Петербурга и пригородов: Исаакиевский и Казанский соборы, соборы в Кронштадте, церкви Св. Екатерины и, наконец, Зимний дворец – Государственный Эрмитаж. При чем здесь живопись? Дело в том, что все эти архитектурные жемчужины связаны с именем выдающегося русского художника, на самом деле, петербургского немца – Карла Павловича Брюллова.

Знаменитые картины Карла Брюллова выставляются в Государственном Русском музее и Третьяковской галерее. Мало кто знает, но фамилия автора «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы» изначально имела французское написание (Brulleau), затем – немецкое (Brüllo) и только потом – русское (Брюллов). Отец Карла Брюллова происходит из французского рода гугенотов (протестантов). По неофициальной теории отец Карла был вынужден покинуть Францию и поселиться в Люнебурге, ганзейском городе в Нижней Саксонии, а затем еще мальчиком переехать в Петербург вместе со своим дедом, который был приглашен русским правительством работать орнаментным скульптором на Императорский фарфоровый завод. Карл Брюллов, будучи выпускником Санкт-Петербургской Академии Художеств, подал прошение на Высочайшее Имя с просьбой переменить фамилию на «славянский лад». Так родилась русская фамилия Брюллов.

Карл Брюллов успешно окончил Академию художеств, получив аттестат первой степени (сейчас сказали бы «красный»), и был удостоен почетной золотой медали, которая давала право отправиться за границу, чтобы продолжать оттачивать мастерство живописи. След своей кисти художник оставил в лютеранской церкви Св. Петра и Павла (Петрикирхе) на Невском проспекте и в Казанском соборе, написав «Взятие Богородицы на небо». Исаакиевский собор тоже не остался без внимания мастера. Брюллов расписал плафон (от франц. потолок) его главного купола.

Италия – античная чаша, полная безграничного вдохновения для автора-путешественника в поиске своего стиля. Неудивительно, что во время поездки в Италию художник пишет мировые шедевры: «Итальянское утро», подаренное жене Николая I, Александре Федоровне, а затем и «Итальянский полдень», созданный в качестве парной картины по поручению императора. Думаю, многие из вас видели завораживающую картину «Последний день Помпеи», отразившую эпизод гибели города, погребенного под слоем вулканического пепла. В тайны и образы этой картины можно всматриваться вечно. Благодаря ей Карл Брюллов стал первым и единственным русским художником, который получил лавровый венок и бриллиантовый перстень из рук императора и был удостоен звания «первой кисти государства».

Во многих памятниках архитектуры города можно найти след творчества Брюллова, а точнее – Брюлловых, талантливых братьев Карла Павловича: Александра Брюллова (архитектора) и Федора Брюллова (живописца). Александр Брюллов проектировал и руководил строительством Михайловского замка, церкви Святых Петра и Павла, создал проект здания Штаба Гвардейского корпуса и принимал участие в восстановлении после пожара Зимнего дворца. Федор Брюллов выполнял росписи для церквей Адмиралтейства, академической церкви Св. Екатерины на 1-й линии Васильевского острова, главной Конюшенной церкви, в которой отпевали А. С. Пушкина, а также Исаакиевского собора и соборов в Кронштадте.

Таким образом, одной только фамилией «Брюллов» удается объединить практически все «опорные» достопримечательности Санкт-Петербурга – спасение для начинающего экскурсовода. Род Брюлловых – это истинные мастера своего дела. В этом можно убедиться, однажды взглянув на их работы, оставленные нам в наследство. Каждый дом, каждая улица и каждый уголок города не только служат сюжетом очередной обзорной экскурсии, но и хранят в себе чью-то историю, будь то петербургский немец «Великий Карл» или один менее известный мастер-самоучка. История может оказаться настолько уникальной и захватывающей, что об этом стоит написать подробнее.

Источники:

  • https://genrogge.ru/grbook/08.htm
  • http://drb.ru/wp-content/uploads/2017/06/catalog_drb_11_pr_gaid.pdf
  • https://www.culture.ru/persons/8224/karl-bryullov  
  • https://spslc.ru/burial-places/bryullo-fyodor-pavlovich.html
  • https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/lich/brjullov
  • (Род Брюлло) https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/13611/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE
  • https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_5084_bryullov_kp_posledniy_den_pompei/1918_mainfoto_03.jpg
  • https://cathedral.ru/storage/uploads/3j2UrJZtzWCegEDPdxuElopVkMzVCXXBJiY00mGq.jpeg