Петербург — аккуратный немец… Немецкие архитекторы в Санкт-Петербурге

Петербург — аккуратный немец... Немецкие архитекторы в Санкт-Петербурге

Предлагаем краткий обзор наиболее известных зданий, построенных немецкими зодчими в Северной столице. Немецкие архитекторы на протяжении столетий занимали значительную нишу среди иностранных строителей Санкт-Петербурга.

В XVIII веке проект Кунсткамеры, создававшейся по образцу европейских кабинетов редкостей, начал разрабатывать немец И.Г. Маттарнови. После его кончины в 1719 г. работу по  продолжил другой немецкий архитектор — Н.Ф. Гербель.

Их младший по возрасту коллега Ю.М. Фельтен принес заметную пользу городу, находясь на посту ведущего архитектора Конторы от строений, профессора и директора Академии художеств. Он осуществил планировку будущей Сенатской площади. С его именем связано создание ограды Летнего сада, Чесменского дворца и одноименной церкви, эрмитажных зданий, включая Старый Эрмитаж и галерею-переход над Зимней канавкой. По его проекту построена и лютеранская церковь св. Анны (Анненкирхе).

Чуть позже была создана Петрикирхе — евангелическо-лютеранская церковь свв. апостолов Петра и Павла, спроектированная А.П. Брюлловым и впоследствии реставрировавшаяся М.Е. Месмахером. У вас есть уникальная возможность пройти квест и посетить катакомбы Петрикирхе во время Ночи музеев — 2018.

В XIX столетии для строительства Нового Эрмитажа Николаем I был приглашен зодчий Лео фон Кленце, известный к тому времени своими сооружениями в Мюнхене. Не случайно, по задумке зодчего новый публичный музей должен был напоминать спроектированные им здания Глиптотеки и Пинакотеки — собраний скульптуры и живописи в Баварии.

Другой архитектор XIX века, А.И. Штакеншнейдер, широко известен строительством Мариинского дворца на Исаакиевской площади, а также дворца Белосельских-Белозерских. Помимо Петербурга, он работал и в Петергофе, где, к примеру, занимался постройкой Фермерского дворца в парке Александрия.

К.А. Тон, один из выдающихся выпускников Петришуле, спроектировал в в Северной столице пристань у Академии художеств и построил Николаевский вокзал, позднее названный Октябрьским, а затем Московским. Этот вокзал — «брат-близнец» бывшего Николаевского — ныне Ленинградского вокзала в Москве.

Р.Ф. Мельцер был одним из лидеров петербургского модерна. Он являлся художественным руководителем и совладельцем крупнейшей мебельной фирмы «Ф. Мельцер и Ко», а также был архитектором Высочайшего двора, что позволило ему участвовать в работе над интерьерами императорских дворцов: Аничкова и Зимнего, а также Александровского в Царском Селе, Коттеджа в Петергофе. Кроме того, он был автором ограды Зимнего дворца, перенесенной позже к проспекту Стачек, и здания будущего института  травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена.

Следует отметить, что немецких архитекторов в Санкт-Петербурге в разные времена трудилось значительно больше, чем упомянуто выше.

Подробнее о немецких зодчих вы узнаете на мероприятиях drb.

Екатерина Спиридонова

 

Литература:

Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002.

Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.