Сан-Суси: беззаботность, виноградники и ветряная мельница

Сан-Суси: беззаботность, виноградники и ветряная мельница

Многие согласятся, что королем быть нелегко. Фридриху Великому, королю Пруссии, это было хорошо знакомо. В списке дел — учредить Королевскую оперу, создать академию наук, провести судебную реформу и отменить цензуру. Еще Фридрих успевал вести войны и уделял большое внимание религиозной политике, нечего и говорить о будничных делах, которые обычно наполняют день короля. Но ведь нужно же когда-то и отдыхать? Фридрих решил этот вопрос со свойственным ему размахом: спроектировал дворец и парк, место, в котором он однажды сможет отвлечься от всех забот.

Именно так переводится с французского название парка Сан-Суси (фр. sans souciбез забот). На самом деле Фридрих совсем не собирался предаваться праздной жизни, все дело в том, что король уже тогда начал думать о том, что жизнь не бесконечна. Только будучи похороненным здесь, он мог оказаться свободным от любых забот. Это желание исполнили лишь в 1991 году, спустя 205 лет со дня его смерти. 

Однако еще при жизни Фридриху удавалось найти во дворце островок покоя, именно там он мог уделять время тому, что любил больше всего на свете — наукам и искусствам. Повсюду в Сан-Суси можно найти отсылки к мировоззрению и ценностям короля.  Он всегда подчеркивал, что это место было для него домом, в котором он мог бы жить в гармонии с природой. Поэтому дворец был возведен без цокольного этажа, чтобы, минуя все официальные условности и лишние ступеньки, можно было оказаться прямо в саду. 

Фридрих не зря называл свой дворец “маленьким виноградарским домиком”: в этом саду по его указу были разбиты виноградные террасы, здесь можно было найти всевозможные сорта винограда, а фасад дворца, как напоминание о боге виноделия, украшали вакхи-атланты.

Дворец украшает скромная надпись “Sans, souci.”, которую очень легко не заметить, когда отвлекаешься на мраморные статуи и зелень виноградников. Между тем, эта надпись, а именно запятая в ней, считается нераскрытой загадкой короля Фридриха. Про тайну запятой даже написали книгу, в котором рассматривались разные версии толкования этого ребуса. Были варианты, которые рассматривали двойственность названия дворца, намекая на то, что совершенно беззаботная жизнь не сложится. Не обошлось и без предположения, связанного с религией, по другой версии запятая была знаком тайной канцелярии, а в ней было зашифровано некое послание. Сейчас загадку пока не удалось однозначно раскрыть, ведь Фридриха не просто так прозвали королем-философом.

Если таинственную запятую разглядит не каждый, то голландскую ветряную мельницу, которая возвышается вблизи дворца, заметить уже проще. Она была построена голландцами, которые обосновались в Голландском квартале в Потсдаме, случилось это еще до появления дворца Сан-Суси. Сейчас эта история превратилась в легенду: говорят, что шум механизмов очень мешал королю Фридриху и тот хотел выкупить мельницу. Мельник отверг предложение, ему было дорого его дело и наследство от отца. Тогда король пригрозил отнять мельницу силой, на что голландец ответил, что, в таком случае, на его стороне будет королевский суд. Королю ничего не оставалось, кроме как считаться с правосудием и изменить план парка. Многим позже на основе этой легенды даже сняли фильм. Мельница, которую можно увидеть сейчас, было реконструирована после войны. Сейчас там открыт музей и небольшая галерея современного искусства, а при сильном ветре мельницу даже можно использовать по назначению.

Еще один уголок парка, который наверняка привлечет ваше внимание — фонтан, окружённый статуями, изображающими четыре элемента, огонь, воду, землю и воздух. Здесь же расположились древние боги и богини: Венера, Диана, Юпитер и другие. К сожалению, Фридриху так и не удалось насладиться красотой фонтана. Дело было в слишком слабом напоре воды. Проблему удалось решить, правда, лишь в следующем столетии.

Сан-Суси олицетворяет не только желание короля окружить себя природой и пасторальной идиллией, но и его интерес к другим культурам. Подтверждением тому станут Китайский чайный домик (Chinesisches Haus) и обелиск, подражающий египетским (Obeliskportal). Иероглифы, изображенные на нем, ничего не значат, а служат лишь в качестве украшения. Дешифровать это удалось уже в XIX веке.

Главными составляющими жизни в Сан-Суси всегда были науки и искусства. В библиотеке размещалось внушительное собрание книг, а в музыкальном зале Фридрих каждый день играл на флейте и сам писал музыкальные произведения. Кроме того, это было местом встречи мыслителей, писателей и композиторов: во дворце есть комната, прозванная “комнатой Вольтера”, там французский философ прожил более двух лет. Помимо Вольтера Фридриху Великому нанес визит Иоганн Себастьян Бах. Позже он написал цикл пьес “Музыкальное приношение” (Das Musikalische Opfer) на тему, сочиненную королем.

Рассказывать о Сан-Суси невозможно, не рассказывая при этом о Фридрихе Великом, ведь это место — отражение его мировоззрения и философии. Он был необычным правителем. Например, вы всегда можете найти на его могильной плите клубни картофеля. Именно благодаря королю этот овощ впервые начали выращивать в Германии. Это решение спасло множество жизней в голодные времена. 

Можно сказать, что огромный парк действительно был укромным уголком, в котором сочеталось все, что король так ценил: в оранжереях выращивали овощи и фрукты, тянулись ввысь лозы винограда, казалось, что здесь очень просто жить в окружении природы и искусства. Может быть, поэтому Фридрих так никогда и не допустил в свой дворец супругу, королеву Елизавету Кристину Брауншвейгскую. Он вообще не жаловал общество дам, предпочитая  уединяться в зале для музицирования.

“Маленький виноградарский домик” действительно был для короля очень дорог, поэтому он хотел найти покой именно здесь, чтобы наконец-то избавиться от всех забот.

#PSB.brandenburg.spb

Текст: Татьяна Юминова

Иллюстрация: Оксана Пиллинг