Бранденбургские романы

Бранденбургские романы

Как с течением времени меняется литература? Может ли появиться что-то принципиально новое? Даже если нам кажется, что все уже давно изобретено и все рубежи преодолены, всегда найдется кто-то, кто поставит это под сомнение и создаст что-то такое, о чем мы никогда не думали. Иногда это не один человек, а целая группа. В газете Zeit отметили, что в последние несколько лет в Германии “сложился новый литературный жанр: Бранденбургский роман (Der Brandenburg-Roman)”. Конечно, это пока еще не цельный жанр, но все произведения, которые попадают под эту категорию объединяет одно: Бранденбург как место действия (а иногда даже как герой романа). Может, бранденбургские леса и равнины привлекали такое внимание и раньше? Или современные писатели и писательницы только сейчас прониклись очарованием этой земли? Мы выбрали три произведения, которые откроют вам Бранденбург разных эпох и разного настроения. Приготовьте список книг, которые вы хотите прочитать — вам наверняка захочется добавить туда парочку новых названий.

Теодор Фонтане: путешествие в XIX век

Если вы решили почитать что-то о Бранденбурге XIX века, вы, скорее всего, неизбежно столкнетесь со “Странствиями по марке Бранденбург” (Wanderungen durch die Mark Brandenburg) Теодора Фонтане. Если же название вам ровно ни о чем не говорит, представьте себе мир пару столетий назад: никого интернета и видео из путешествий на YouTube, из инструментов у вас только собственные глаза или воображение. 

Фонтане много путешествовал, Однажды в Шотландии он засмотрелся на замок, который удивительным образом напомнил ему Рейнсбергский дворец (Schloss Rheinsberg). Тогда он подумал, что бранденбургские странствия могут быть не менее интересными, чем шотландские. Такими и получились: сегодня они все так же обожаемы современными туристическими путеводителями и учеными-историками.

Чтение “Странствий” сегодня — это путешествие в машине времени. Это традиционный, но в то же время уже очень непривычный для нас способ документации действительности. А еще Фонтане собрал в своих очерках все самые нестандартные места: у него не было заранее готового маршрута, он дал волю своим желаниям и добавил щепотку спонтанности. Так и появилось пять томов историй о рыцарях, монастырях, знатных семьях, деревнях и маленьких городках, например, о Нойруппине (Neuruppin), городе его детства. Если вам кажется, что сочинение Фонтане получилось слишком длинным, представьте, что первоначально он хотел описать свои странствия в двадцати томах. А если вы хотите увидеть описанное в очерках своими глазами, отправляйтесь в путешествие, следуя пути Теодора Фонтане (TheodorFontaneWeg).

Юли Це: вымышленный Бранденбург

В Пригнице (Prignitz), на расстоянии ста тридцати километров от Берлина находится обыкновенная деревушка. Она точно такая же, как десятки других. Единственное ее отличие — она была придумана писательницей Юли Це (Juli Zeh). Именно там происходит действие детективного романа “Unterleuten”. Юли рисует альтернативную реальность провинциальной деревни спустя двадцать лет после объединения Германии. Она показывает, как жители больших городов, переселившихся в провинцию взаимодействуют с местными. Каждый надеется, что именно здесь, в Бранденбурге он наконец-то сможет осуществить свою мечту. Единственная проблема: интересы одних не всегда совпадают с интересами других. Создается классическое противостояние двух сторон, а еще ситуация осложняется фактом одного убийства. В каждой главе мы смотрим на происходящее глазами разных героев. Смена перспективы помогает нам лучше понять бранденбургскую провинцию и психологизм сюжета. В конце романа уже трудно разобраться, чья точка зрения кажется самой убедительной.

Несмотря на это, “Unterleuten” нельзя назвать чисто детективным романом. Он интересен нам именно тем, что написан женщиной, которая как нельзя лучше понимает, что это такое: переехать из большого города и больше десяти лет жить в маленькой деревушке где-то в Бранденбурге. Примерно столько времени она и писала роман, который в какой-то мере можно назвать портретом общества. В этом Юли Це разбирается как никто другой. Она занимается юриспруденцией, общественной работой и с 2012 года занимает пост судьи Конституционного суда земли Бранденбург.

Ее роман хорош не только закрученным сюжетом, но и удивительным взглядом изнутри. Если вы никогда не были в вымышленном месте где-то в Бранденбурге, роман даст вам возможность ненадолго попасть в мысли тех, кто ждет счастливого будущего в новой федеральной земле, спустя двадцать лет после объединения Германии.

Сара Куттнер: влюбиться в Бранденбург

В романе ”Курт” (Kurt) Сары Куттнер (Sarah Kuttner) Берлин, город ее детства, всего лишь декорация. Главное действующее лицо здесь — Бранденбург и его жители. История, знакомая многим, рассказана на примере молодой пары, которая переезжает в деревню неподалёку от Ораниенбурга. Семейная идиллия гармонирует со спокойствием провинции. Словами главной героини писательница сама признается в любви Бранденбургу: шуму ветряков, пустым улицам, заводам и граффити.

Спокойное и почти уютное повествование прерывается несчастным случаем, отношения пары постепенно разрушаются. И на фоне снова Бранденбург. Этим и примечателен роман. Он не отнимает надежду на лучшее, напротив, он показывает все те мелочи, которые делают жизнь особенной: немецкие Baumärkte, общительные соседи и нетронутые леса. 

“Курт” — это история любви к Бранденбургу на фоне личной драмы и глубокой печали. Все человеческое оказывается тесно связанным с миром.

Кажется, что не проникнуться отношением Куттнер к Бранденбургу невозможно, однако бургомистр Ораниенбурга Александр Лесике (Alexander Laesicke) был другого мнения. Он отметил, что не видит в романе глубины. Для него повествование оказалось сравнимо с телевизионной передачей на обычном немецком канале.

Это лишь три примера того, как Бранденбург был изображен в литературе. Можно ли говорить о какой-то традиции, сложившейся вокруг этой земли? Возможно, стоит подождать еще пару десятков лет, тогда, возможно, “Бранденбургский роман” действительно станет самостоятельным жанром и его будут изучать в школах. От странствий Теодора Фонтане до детективных историй и вымышленных деревень.

Текст: Татьяна Юминова

Иллюстрация: Оксана Пиллинг

#PSB.brandenburg.spb