Проект ProfiDe Junior: взгляд учителей, школьников и тренеров
Ровно год назад в октябре 2020 года мы командой тренеров неформального образования начинали разработку программы-тренинга по профориентации для подростков, которая получила название ProfiDe Junior. С тех пор произошло много всего: наша команда пополнилась, мы провели восемь тренингов, состоящих из 8 — 10 интерактивных занятий для школьников и школьниц 7 — 10 классов в семи школах Санкт-Петербурга, а также организовали онлайн-беседы с сотрудниками международной компании weconn и две “Живые библиотеки” — встречи школьников с представителями разных профессий в Академии талантов. Конечно, все не обошлось без рефлексии и анализа прошедшего года внутри команды, и теперь мы находимся на этапе доработки программы, чтобы в 2022 году снова запустить новый раунд тренингов для подростков.
В мае финишировала последняя команда школьников, и вот сейчас после лета мы решили вернуться к тем эмоциям и открытиям, которые остались не только у участников и участниц нашего тренинга, но и у учителей и нас самих.
Что говорят школьники?
Нашими основными целями, которые мы ставили перед собой во время разработки программы, было развитие у участников наших тренингов мягких навыков (такие как критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность, межкультурная коммуникация), которые необходимы сейчас в любой профессии, а также рефлексия своих навыков с точки зрения выбора будущей профессии. Поэтому нам было приятно получить отзывы от школьников, что они серьезнее стали относиться к выбору будущей профессии, выбрали направление, в котором они хотят развиваться дальше и ставят уже первые цели на пути к профессии своей мечты. Особенно большим импульсом для дальнейших размышлений о будущей профессии наши тренинги стали для учеников 7-8 классов, которые в преддверии экзаменов задумываются о том, что будут делать дальше.
Немаловажным эффектом для нас стали и развивающиеся мягкие навыки у выпускников наших программ. Мы получали отзывы об улучшении коммуникативных навыков, об открытости в выражении своих мыслей, о приобретенной уверенности в себе и более легкой социализации в обществе.
Изюминкой нашей профориентационной программы было то, что нашими участниками становились школьники, которые изучали в школе немецкий язык. И вместе с ними мы смотрели, как и где могло бы пригодиться его изучение. Немецкий проходил красной нитью через все блоки наших тренингов (мы проводили языковую анимацию, один блок полностью посвятили немецкому и возможностям для школьников и будущих студентов задействовать его на своем профессиональном пути). Финальным мероприятием нашего профориентационного года стали живые библиотеки, на которые были приглашены представители разных профессий, которые так или иначе используют немецкий в своих трудовых буднях. Нашими “книгами” стали менеджеры крупных компаний, переводчики, врачи, преподаватели, германисты, координаторы международных волонтерских проектов, тестировщики программного обеспечения. Для некоторых наших участников немецкая часть нашей программы позволила по-новому взглянуть на язык и поднять мотивацию к его изучению. Кто-то был готов записываться на курсы, а для кого-то немецкий стал хобби, которым он или она занимается в свободное время.
Но как и в любом проекте неформального образования в нашем проекте было место для открытых результатов, так называемых инсайтов, которые случались у участников, независимо от того, какие цели преследовали мы как тренеры. Так например, нам писали о том, что после тренинга оценки вдруг изменились в лучшую сторону. Кто-то стал лучше понимать своих одноклассников и вообще открыл некоторых из них с новой незнакомой стороны. Особенно приятно было читать, как наши раунды рефлексии, которыми мы завершали каждую встречу и анализировали наше состояние относительно проработанного материала, стали возможностью заглянуть “внутрь человека” и осознать, что за внешним спокойствием может скрываться целый ураган! Участники отмечали также приятную атмосферу и доброжелательность, с которыми они были встречены.
Что говорят учителя?
Изменения в ребятах замечали и их преподаватели, которые поделились с нами своими впечатлениями.
Елена Владимировна (7-ой класс, школа 481), отметила, что “проект сплотил детей как коллектив, научил их работать в команде, высказывать свое мнение, раскрывать эмоции”.
Татьяна Владимировна (8-ой класс, школа 72) также заметила позитивную динамику: “Ребята научились контролировать и выражать свои эмоции, взаимодействовать друг с другом”.
Мария Павловна (10-ый класс, 2-ая гимназия), уже порекомендовала тренинг учителям и классным руководителям восьмых классов. По ее мнению, это самый подходящий возраст для нашего тренинга.
Наталья Степановна (7-ой класс, школа 352) рассказала нам о качественных изменениях в ребятах: “Разговоры о профессиональном выборе стали более осознанными, ребята стали постоянно примерять на себя новые профессии. И это уже не просто нравится или нет, а подойдет ли мне данная профессия или сфера деятельности с учетом полученных знаний. Отношение к изучению немецкого также стало более серьезным. У нас в конце года экзамен в школе на А2 и проект точно сыграл свою роль. Большинство хотят сдать на уровень и идти дальше, так как видели наглядные примеры полезности этих знаний как в живой библиотеке, так и на встрече с представителями компании.”
Для нас такие отзывы естественно стали стимулом совершенствовать программу дальше с опорой на обратную связь!
Участники из 2-ой гимназии вместе с тренерами Катей и Настей Участники из школы 352 вместе с тренерами Катей и Наташей Даша и участники из школы 72 Участники из школы 72
Что говорят тренеры?
Кстати пока наши участники прокачивали софт скилы и саморефлексию, мы как тренеры тоже учились вместе с ними. Для каждого/ой из нас проведение тренинга стало также небольшим вызовом. И из них мы вышли со своими результатами и открытиями.
Так, например, Катя (работала вместе с 10 классом из второй гимназии) ставила целью прокачать навыки тайминга во время групповой работы и хотела быть с группой на одной волне: достигнутым результатом она осталась вполне довольна.
Настя (проводила тренинги вместе с Катей) с радостью наблюдала за ребятами, для нее был очень важен тот факт, что на тренинге удалось создать доверительную атмосферу и участники могли открыто делиться всем и приходить к ним с любыми вопросами и запросами.
Даша провела аж 4 программы и больше, чем она, изменений в школьниках не видел, наверное, никто из нас. Для Даши было очень ценно видеть и слышать, как участники раскрывались, делились личным опытом и тем, как они используют мягкие навыки в повседневной жизни. Вместе с этим Даша распрощалась со страхом работе в обычной школе.
И хотя учебный год уже в полном разгаре, наш сезон проекта ProfiDe Junior откроется только в 2022 году. Пока что мы нашей командой тренеров встречаемся минимум раз в месяц и готовим для новой волны школьников программу, которая, как нам кажется, еще больше будет соответствовать запросам ее предполагаемых участников. Поэтому следите за новостями!
И в заключении хотели бы выразить нашу большую благодарность школам 352, 481, 233 и 72 и второй гимназии за то, что поделились своими мыслями и отзывами по поводу проекта!
Проект ProfiDe Junior проведен при поддержке Центрального Управления школ за рубежом ZfA