Пётр Клодт и Иван Крылов
Родившийся в Петербурге 5 июня 1805 года замечательный скульптор Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург был представителем родовитой, хотя и небогатой, семьи остзейских (прибалтийских) немецких баронов. Более глубокие корни рода ведут в Вестфалию.
Портрет его отца Карла Фёдоровича (1765 — 1822), генерал-майора, доблестного ветерана русско-турецкой и наполеоновских войн, можно увидеть в Военной галерее в Зимнем дворце. Дочь одной из кузин Петра Карловича вышла замуж за знаменитого финского композитора Яна Сибелиуса. В гостиной мемориального дома-музея Сибелиуса на вилле «Айнола» в Туусула близ Хельсинки представлены, в частности, живописные работы неоднократно гостившего там сына скульптора, художника Михаила Петровича Клодта (1835 — 1914). Сам Пётр Карлович также владел недвижимостью на территории Великого княжества Финляндского — в Халала волости Уусикиркко, нынешем Клеверном в Выборгском районе Ленинградской области. У себя на мызе он и скончался 20 ноября 1867 года.
Получив художественное образование в Императорской Академии художеств, П.К.Клодт, в итоге, занял в своей «альма-матер» должности профессора скульптуры и директора литейной мастерской. В 2007 году, к 250-летию со дня основания Академии, в её саду рядом с бывшей мастерской Клодта был открыт памятник ему. За левым плечом бронзового Клодта стоит модель созданного им памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади. Не менее известны и другие творения мастера: скульптурные группы «Кони с возничими» («Укротители коней» или «Укрощение коня») на Аничковом мосту и памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду.
О последнем шедевре Клодта — подробнее. Как ни странно, великий руссский баснописец увековечен в отечественной монументальной скульптуре непозволительно скромно. Кроме памятника в Петербурге, вошедшего в историю не только в статусе самого первого памятника Крылову, но и вообще самого старого в России «писательского» монумента, мы можем назвать ещё изображение читающего басню Крылова на фризе памятника «Тысячелетие России» в Кремле Великого Новгорода (год открытия — 1862), памятники в сквере Крылова на площади Победы в Калинине (Твери, 1959), на Патриарших прудах в Москве (1976) и, в композиции со статуей А.С.Пушкина, на Советской площади в подмосковном Пушкино (2004).
Решение о возведении памятника баснописцу в Петербурге, городе, в котором он провёл почти всю свою жизнь, создал и опубликовал почти все басни и 9 (21) ноября 1844 года скончался, и сбор средств на его сооружение были объявлены сразу же после его кончины. Первоначально местом его установки была выбрана Румянцевская площадь на Васильевском острове близ которой, в доме 8 по 1-й линии, располагалась последняя квартира Крылова. Но остановились, всё-таки, на Летнем саду. Ещё в 1790-х годах молодой Крылов проживал в принадлежавшем тогда президенту Академии художеств Ивану Ивановичу Бецкому и его потомкам доме на Марсовом поле (нынешний адрес — Дворцовая набережная, 2 / Миллионная улица, 1; один из самых значимых адресов маршрута «Немецкий Санкт-Петербург», но об этом — в другой раз). По легенде, каждое утро — до наступления заморозков — будущий знаменитый сатирик принимал водные процедуры в Лебяжьей канавке. По возвращении в квартиру, окна которой выходили на Летний сад, Крылов долго играл на скрипке, не облачаясь, по причине лени или рассеянности, ни в какое платье (да простят меня читательницы за пикантный рассказ!). Кончилось тем, что к «милостивому государю» пожаловал с выговором некий полицейский чин: дескать, поступают жалобы от гуляющих в Летнем саду дам, которые, желая расслышать музыку получше, подходят близко к краю сада и падают в обмороки, увидев «маэстро» в «костюме Адама»! Постоянно встречали в Летнем саду и прогуливавшегося там не юношу, а «дедушку» Крылова. Бронзовый памятник ему был открыт в 1855 году. Ещё в процессе работы над ним у П.К.Клодта возникла мысль украсить постамент десятками бронзовых персонажей его басен. Для подготовки эскизов скульптор привлёк знаменитого иллюстратора поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя Александра Алексеевича Агина (1817 — 1875). В своё время Агин учился в Академии художеств в мастерской ещё одного «петербургского немца» — Карла Павловича Брюллова. Упомянем заодно, что семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека» на фасаде построенного по проекту старшего брата «Великого Карла» Александра Павловича Брюллова Служебного корпуса Мраморного дворца выполнил также Пётр Карлович Клодт.Льва, барса и слона Клодт лепил в одном из столичных зверинцев, куда по окончании работ над памятником передал в благодарность всех остальных зверей, которые преспокойно жили в мастерской скульптора в Академии художеств по соседству с принадлежавшей ему одной из самых богатых в Петербурге частных скаковых конюшен. Обезьянку-макаку по кличке Макарка ему подарили вернувшиеся из кругосветного плавания военные моряки. Однажды за Макаркой не уследили и, сбежав из клетки, он забрался в мастерскую хозяина и натворил там всяческих бед, всё переломав, разлив, рассыпав и изорвав.Всеобщим любимцем был молодой медведь Мишук, изображённый Клодтом персонажем басен «Квартет» и «Медведь у Пчёл». У него, как и у Макарки, была явная склонность к самовольным отлучкам. Однажды, дело было зимним вечером, Мишук отправился гулять по заснеженной набережной Невы. Проходивший мимо местный житель в сумерках принял мишку за собаку и поманил его чмоканьем или свистом. Медвежонок, естественно, поднялся на задние лапы и радостно пошёл к новому знакомому. Тот, распознав. что имеет дело с медведем, в ужасе бросился прочь и ворвался в первый же попавшийся на пути василеосторовский дом с воплем «Спасите, за мной медведь гонится!». В следующий момент в горницу с весёлым рёвом вкатился решивший, что с ним играют, Мишук! На его счастье, среди гостей в этом доме находился один из подмастерьев Клодта. Беглец был тут же опознан и немедленно водворён обратно в клетку.А вот Волю — самого, вероятно, мирного на свете волка, никто никогда ни на цепь, ни в клетку не сажал. Воля мирно лежал на крыльце, время от времени нервируя волчьим воем жителей Васильевского острова и приводя в ступор гостей Клодта, принимавших его с первого взгляда за собаку.Журавль Журя, наоборот, был крайне агрессивным. Мимо Воли, например, он не мог пройти без того, чтобы не долбануть волка клювом. Видимо, «платил» серому за вероломстово его соплеменника из басни «Волк и Журавль», герои которой тоже присутствуют в композиции памятника.В один прекрасный день петух, с которого Клодт лепил героя басен «Кукушка и Петух» и «Петух и жемчужное зерно», решил помериться с журавлём силами. Кончилось тем, что напрочь лишившийся роскошного хвоста петух удрал в дальний угол академического сада, а Клодту пришлось покупать нового: бесхвостый «натурщиком» работать никак не мог!
Побывал однажды не по своей воле в углу сада и упомянутый выше Михаил Клодт. Ему, тогда ещё мальчику, вздумалось прокатиться на осле. Вот только у осла было на этот счёт другое мнение: он взбрыкнул так, что юный Клодт в седле не удержался…Имелись у Клодта и лиса, и ворона, и козёл, и овцы, и лягушки. Одним словом, вокруг памятника можно гулять целый час, определяя, к какой басне относится тот или иной сюжет.
С уважением, Лев Барон.
Об авторе. Лев Барон:
Уроженец того же ленинградского роддома имени В.Ф.Снегирёва, что и Президент России. Получив среднее и высшее медицинские образования, много лет работал фельдшером и врачом «Скорой помощи», совмещая практику с регулярным проведением экскурсий по городу и с выездами в качестве гида и руководителя туристских групп за рубеж. Сейчас читаю курс «История и культура Санкт-Петербурга» в Колледже туризма. В числе освоенных примерно 120 тем экскурсий по Санкт-Петербургу — маршрут(ы) «Немцы в Санкт-Петербурге». В числе примерно 100 городов Европы, в которых экскурсии уже проводил, — Берлин, Потсдам, Магдебург, Брауншвейг, Любек, Гамбург, Бремен, Ольденбург, Ганновер, Гамельн, Боденвердер, Аахен, Дюссельдорф, Бамберг, Кёльн, Кассель, Карлсруэ, Гёттинген, Фрайбург, Бад-Зёкинген, Ренхен, Фройденштадт, Вюрцбург, Аугсбург, Фюссен с посещением замков «сказочного короля», Нюрнберг, Мюнхен, Ваймар, Айзенах, Эрфурт, Наумбург, Гера, Лейпциг с посещением мемориала «Битва народов», Мейсен, Дрезден и другие города Германии.
Счастлив сотрудничать с Русско-немецким Центром встреч.