Как Романовы роднились с Бонапартами и Виттельсбахами
Эта романтическая история началась 24 октября 1805 года. В этот день войска Наполеона, незадолго до того, 20 октября, наголову разбившие армию австрийского фельдмаршал-лейтенанта Карла Мака под городом Ульмом на Дунае, торжественно вступили в столицу Баварского курфюршества Мюнхен. В этом, как и во всех последующих, вплоть до Отечественной войны 1812 года, походах Наполеона сопровождал его пасынок, молодой генерал Великой армии Евгений (Эжен) Богарне (1781 — 1824). Сын первой, любимой жены Наполеона императрицы Жозефины от её брака с казнённым на парижской гильотине 23 июля 1794 года виконтом Александром де Богарне, он вместе с сестрой Гортензией был официально усыновлён свежеиспечённым императором французов и в том же 1805 году был возведён в сан принца Империи и вице-короля Италии. В 1812 году Богарне принял участие в Бородинском и других сражениях и, когда французы заняли Москву, обосновался в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. После крушения Наполеона он получил за отказ от своих более, чем сомнительных, прав на Италию 5 миллионов франков (ловкач был Евгений Александрович-Наполеонович, ничего не скажешь!) и отправился вместе с ними на хлеба к своему тестю, королю Баварии. В Мюнхене же 21 февраля 1824 года он скончался и был погребён в церкви св. Михаила. Многофигурное надгробие изваял великий датский скульптор Альберт (Бертель) Торвальдсен.
Вернёмся, однако, в 1805 год. 26 декабря, через три с небольшим недели после победной для Наполеона «Битвы трёх императоров» под Аустерлицем (нынешним Славковом у Брна в Моравии, 2 декабря 1805 года), в Пресбурге (Братиславе) был заключён мирный договор, в силу которого курфюршество Бавария получило статус королевства, а его правитель Максимилиан-Иосиф фон Виттельсбах (1756 — 1825) — титул короля. С этого момента баварцы были военными союзниками Франции и в 1812 — 1814 годах оставили на полях Отечественной войны и заграничных походов русской армии не менее 30 тысяч солдат и офицеров.
И вот, для того, чтобы «покрепче привязать» короля Баварии к своим геополитическим и военным прожектам, Наполеон решил женить своего пасынка Эжена де Богарне на одной из дочерей Макса-Иосифа принцессе Августе (1788 — 1851). Свадебные торжества прошли в Мюнхене 14 января 1806 года.Брак оказался счастливым. В семье родились 5 дочерей и два сына. 14 ноября 1817 года их дед с материнской стороны баварский король Макс-Иосиф реанимировал для зятя и внуков существовавший в Баварии в XVII — начале XVIII столетий, но потом угасший титул герцогов Лейхтенбергских и принцев Эйхштеттских. Столичной резиденцией Евгения и всей семьи стал сохранившийся до наших дней в центре Мюнхена Лейхтенбергский дворец на одноимённой площади.
Главный персонаж нашего повествования — младший сын четы герцог Максимилиан Иосиф Август Евгений Наполеон Лейхтенбергский (1817 — 1852). Он родился в Мюнхене, служил в баварских войсках и в 1837 году во время визита в Баварию семьи российского императора Николая I впервые увидел старшую дочь государя великую княжну Марию Николаевну Романову (1819 — 1876).Молодые люди понравились друг другу. Герцог Максимилиан был приглашён к участию в манёврах российских войск на Херсонщине. 23 октября в Царском Селе состоялась помолвка, 5 декабря в церкви Зимнего дворца — обручение и 2 июля 1839 года там же — свадьба.В царскосельском Арсенале хранится уникальное полотно французского художника Ораса Верне «Царскосельская карусель» (1843). Здесь изображены император Николай I и члены его семьи, одетые в подлинные рыцарские доспехи (те самые, выставленные сейчас в Рыцарском зале Эрмитажа!), платья средневековых дам и костюмы пажей. Марии Николаевны среди действующих лиц нет: в карусели 23 мая 1842 года она не участвовала. Герцог же Лейхтенбергский выглядывает из-за плеча своего шурина, цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II) на заднем плане слева. Для молодых придворный архитектор Николая I Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 — 1865; тоже, кстати, петербургский немец, корни которого ведут в Брауншвейг) перестроил возведённый Валлен-Деламотом в 1752 — 1768 годах на Исаакиевской площади для графа Ивана Григорьевича Чернышёва дворец, в котором, кстати, до реконструкции располагалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, альма-матер Михаила Юрьевича Лермонтова. Так в 1839 — 1844 годах в центре Петербурга появился Мариинский дворец. После смерти владельцев в нём разместились Государственный совет и Комитет министров Российской империи; именно для зала заседаний Мариинского дворца Илья Ефимович Репин написал в 1901 — 1904 годах картину «Заседание Государственного совета» (с 1938 года находится, как известно, в Русском музее). Во время блокады в Мариинском дворце работал госпиталь; в 1945 году туда переехал из Смольного Ленсовет, а сейчас в нём заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Главной летней резиденцией герцога и герцогини Лейхтенбергских стала усадьба «Сергиевка», отстроенная в стиле древне-помпейских вилл на дороге из Петергофа в Ораниенбаум в 1839 — 1842 годах тем же А.И.Штакеншнейдером. Сегодня Сергиевку арендует Биологический институт Санкт-Петербургского университета, однако, посетить с экскурсией и бережно сохраняемые интерьеры, и старинный парк вполне возможно.Оставшись в России, Максимилиан Евгеньевич и Мария Николаевна, то есть, дочь Николая I и, фактически, не-кровный внук Наполеона, развернули активную научную, общественную и благотворительную деятельность. Близ Мариинского дворца ими была основана больница для бедных, до сих пор называющаяся Максимилиановской (улица Декабристов / Офицерская, 1 — 3; переулок Пирогова (в 1871 — 1952 годах — Максимилиановский), 2).
Увлечённо занимаясь минералогией, герцог с 1844 года занимал пост Главного управляющего институтом Корпуса горных инжненеров, современным Санкт-Петербургским Горным университетом. Один из открытых под его попечительством минералов был наименован лейхтенберитом.Под руководством известных учёных-физиков, например, академика Бориса Семёновича Якоби (1801 — 1874, уроженца Потсдама, петербургского немца еврейского происхождения), в Мариинском дворце производились опыты с изобретённой Якоби гальванопластикой. За Обводным каналом было основано Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение герцога Лейхтенбергского; современный адрес сохранившихся построек — Старо-Петергофский проспект, 40. Там, в частности, были изготовлены детали убранства интерьеров Исаакиеского собора и дверей здания Главного штаба.В Эрмитаже до сих пор хранятся доставленные в Россию герцогом принадлежавшие Евгению Богарне предметы вооружения и Малого коронационного одеяния. Будучи покровителями искусств, меценатами, крупными коллекционерами и даже неплохими художниками-любителями, с 1843 года — герцог Максимилиан, а после его смерти — Мария Николаевна, были президентами Императорской Академии художеств. В Круглом зале Академии и сейчас можно увидеть их портреты.
1 ноября 1852 года герцог Лейхтенбергский скончался в Петербурге от чахотки и был захоронен на территории Пажеского корпуса в построенной Джакомо Кваренги в 1798 — 1800 годах Мальтийской капелле. После революции пышное надгробие было разрушено, однако, в те времена, когда на Садовой улице, 26 размещалось Суворовское училище, возможность пройти в Капеллу у туристских групп была. Сейчас, по слухам, комплекс зданий передан Конституционному суду; какой будет установлен режим посещений, пока не ясно. Герцогиня Мария Николаевна покоится в Великокняжеской усыпальнице в Петропавловской крепости. В семье также было семеро детей. И ещё одно совпадение: так же, как в своё время король Баварии Макс-Иосиф, 6 декабря 1852 года император Николай I даровал своим внукам титул князей Романовских. Три их сына — герцоги Лейхтенбергские, князья Романовские Николай, Евгений и Сергей Максимилиановичи принимали участие в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов, имели боевые награды. 27-летний генерал-майор князь Сергей, участник Рущукской операции (командовал Рущукским отрядом его двоюродный брат, наследник престола Александр Александрович, будущий Александр III), 12 (24) октября 1877 года был убит в бою под болгарским Иваново. Он был торжественно захоронен также в Петропавловской крепости.Традиции благотворительности унаследовала дочь герцога Максимилиана и Марии Николаевны принцесса Евгения Максимилиановна (1845 — 1925), в замужестве — герцогиня Ольденбургская. Именно ей была основана община сестёр милосердия св. Евгении, зарабатывавшая средства, в частности, массовым выпуском праздничных и видовых открыток и альбомов. В архивах многих российских семей сохранились красочные открытки с красным крестом и надписью «Община св.Евгении» на обратной стороне. В оформлении их принимали участие Илья Репин, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Константин Маковский, Александр Бенуа, Елизавета Бём и другие выдающиеся русские художники. В больнице св.Евгении на Старорусской улице, 3 сейчас лечатся жители блокадного Ленинграда.В 1899 году имя принцессы Е.М.Ольденбургской было присвоено Рождественской женской гимназии (ныне — гимназия № 157 имени её же, Лафонская улица, 1). В вестибюле гимназии вывешены её портрет и щиты с изложением её биографии. Лев Барон
Фото из личного архива Л.Барона