На Левашовском кладбище состоялись траурные церемонии
На Левашовском кладбище состоялись траурные церемонии в честь репрессированных и депортированных российских немцев
В автобусе впереди всех стоит черноволосая улыбчивая девушка и держит в руках микрофон, повернувшись лицом к гостям – российским немцам, членам Общины Св.Анны и Св.Петра, сотрудникам Петрикирхе, «Русско-немецкого Центра встреч» , да и людям, которые просто интересуются историей российских немцев.
– Добрый день, меня зовут Кристина Фрезе, и я рада поприветствовать всех вас, – бодро и задиристо начинает она. – Вчера было 28 августа – дата всем нам известная – 75 лет с момента издания Указа о депортации советских немцев. Казалось бы, совсем недавно мы отмечали памятную дату 70 лет со дня депортации российских немцев – и вот уже 75 лет, а скоро будет и 80. Как быстро летит время, но одно неизменно: мы всё также не нарушаем традиции и собираемся вместе в этот день. Но я хотела бы попросить вас не думать о грустном. У меня есть знакомые, у которых 28 августа была свадьба, у меня есть друзья, которые 28-го августа родились – и все они из числа российских немцев. Да и я сама российская немка и говорю вам, что жизнь продолжается, и самое главное – это помнить и хранить благодарность в сердце.
Такими жизнеутверждающими словами началась поездка, организованная Генеральным Консульством Германии, «Русско-немецким Центром встреч» и Общиной при Петрикирхе, на могильник в Левашово, где, согласно данным центра «Возвращённые имена», лежит более сорока тысяч человек. И мы полным автобусом едем на это кладбище именно сегодня – 29 августа 2016 года, чтобы почтить память погибших и депортированных российских немцев. Ровно 75 лет назад – 28 августа 1941 года – был подписан сталинский указ о депортации немцев Поволжья и южной Украины. Девятьсот тысяч немцев были высланы из Поволжья и других регионов европейской части России в Сибирь, Казахстан, Киргизию. Практически все имущество было конфисковано. Брать с собой разрешалось только то, что можно было унести на руках. В первую же зиму – в 42-ом – смерть унесла жизни многих детей и стариков.
Но в этот день мы чтим не только депортированных и сосланных в трудовые армии российских немцев, но и тех, кто был репрессирован по подозрению в шпионаже против СССР. Тогда аресты не заставили себя ждать – любой, кто имел немецкую фамилию или даже говорил на немецком языке, мог попасть в списки германских шпионов. И в Левашово, согласно данным организации «Мемориал», покоится предположительно 166 человек из списка «немецкой колонии».
Кристина, чуть замешкавшись, передаёт микрофон седовласому невысокому, но статному мужчине, который начинает рассказывать об истории создания могильника Левашово. Этот рассказчик – сам Анатолий Разумов, один из исследователей, сделавший много для того, чтобы определить, кто лежит в левашовских могильниках; издатель многотомного «Ленинградского мартиролога» и член рабочей группы по Левашовскому мемориальному кладбищу. В самом начале рассказа он подчеркивает, что это кладбище – самый большой расстрельный могильник Советского Союза.
То, что рассказывает Анатолий Разумов, стало шоком для многих присутствующих. В голове ещё можно было вообразить дорогу, по которой ехали ночью машины, везя осуждённых на смерть. Можно представить забор и таинственную атмосферу, обволакивающую могильник – кладбище оставалось засекреченным аж до 1989 года. Можно представить, как по незнанию недалеко от могильника организовывались танцы и кино, а в клубе авиачасти выступал Юрий Гагарин в 1962 году и рассказывал о своём полёте в космос. Но сознание отказывалось принять информацию о том, как проходили расстрелы и пытки и как много людей покоиться под этой землёй.
– К сожалению, пока ни об одном человеке, расстрелянном в Ленинграде, нельзя сказать точно, где именно находятся их могилы – эти сведения в документах не указывались, – добавляет в конце рассказа Разумов, и сидящие в автобусе сочувственно вздыхают и кивают, возможно, думая, что кто-то из их родственников может лежать там.
За таким повествованием время в пути прошло быстро – не успел Разумов окончить очередную историю про своё исследования, как мы уже прибыли на место, которое несложно заметить благодаря памятнику «Молох тоталитаризма». Входим вразнобой в калитку, шагаем по лесу – вокруг нас на деревьях висят портреты расстрелянных, на земле лежат вразнобой, словно их кто-то случайно рассыпал, малые камни-памятники с высеченными именами и множество табличек – такие необычные «могилки». Наконец, мы все собираемся у высокого креста с валуном снизу, на котором вычерчено «Ihr seid immer mit uns». На этом валуне уже лежат ровной линией живые, ещё не увядшие цветы. С новыми цветам стали подходить и присутствующие – спустя несколько минут памятник был уже полностью покрыт свежими гвоздиками и розами.
Зажгли свечки. После минуты молчания пастор лютеранской общины Петрикирхе Михаэль Шварцкопф, облачённый в черную рясу, произнёс поминальную молитву на русском и немецком языках. Затем выступали все, кто желал произнести слова. Говорили не только о смерти и памяти о погибших людях, говорили о жизни. О Немецкой общине, которая всех объединяет и является отдушиной для многих присутствующих. О молодом поколении, которое и дальше будет стараться заявлять о себе сильнее и рассказывать о том, кто такие российские немцы, знакомить с немецкой культурой. О вере в том, что все германские традиции будут сохраняться – если не навсегда, то ещё надолго. О родине, которой всегда была и будет Россия.
После траурной церемонии большая часть присутствующих последовала за Анатолием Разумовым, который ещё 40 минут без зонта под проливным дождем рассказывал нам о каждом памятнике, который установлен на могильнике: о памятнике погибшим вологжанам, «Расстрелянным псковичам», Фёдору Окуневу, погибшим полякам и эстонцам, украинцам и норвежцам, ассирийцам и «Энергетикам», глухонемым…
То есть, рассказал бы обо всех, да времени не хватило – в 15:00 Кристина Фрезе уже поторапливала всех к автобусу.
Уходя, несколько человек позвонили в колокол – в память не только о немцах, но и обо всех тех, кто покоится в этой земле.
Поездка была организована благодаря поддержке Генерального Консульства Германии в Санкт-Петербурге.
Статью А.Разумова на сайте Центра «Возвращенные имена» Вы найдете здесь
Автор: Прохорова Вероника Фотогалерея