«Простыми словами о немцах Петербурга»: Немецкие «отцы» петербургских храмов науки
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую статью из цикла студенческих работ в рамках партнерства drb и СПбПУ Петра Великого.
Анна Капитонова подготовила и проиллюстрировала своими фотографиями материал о немецких архитекторах Петербурга, участвовавших в постройке зданий нескольких вузов города:
В России есть множество удивительных городов, которые можно назвать образцом слияния культур и эпох, но мало кто будет спорить, что Санкт-Петербург заслуживает среди них особого внимания.
В облик северной столицы, какой мы знаем ее сегодня, внесли свой вклад множество удивительных людей: архитекторов, скульпторов, художников. Их разделяли века, они были представителями разных народов, но их объединяло одно: стремление оставить свой след в истории, привнеся в этот уникальный, единственный в своем роде северный город нечто прекрасное.
Ни в одном другом городе Европы не трудилось так много мастеров из разных стран. И немцы представляли собой одну из самых многочисленных групп. Так один лишь список строителей и архитекторов немецкого происхождения со времен Петра Первого до середины 20-го века насчитывает не менее четырехсот имен. Немцы проектировали и строили для города и его жителей церкви, мосты, вокзалы, пристани. Многие музеи и дворцы тоже появились в Санкт-Петербурге благодаря им. Эта статья будет посвящена зодчим немецкого происхождения, подарившим городу здания вузов.
Сложно в это поверить, но каждый пятый вуз города имеет «немецкие корни»: на сегодняшний день в Санкт-Петербурге функционируют 47 государственных высших учебных заведений, и 10 из них были спроектированы немцами. В их число, к примеру, вошли Технологический (архитекторы Анерт Э. Х. и Бекман Ф. Ф.) институт, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный институт и Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (арх. Китнер И. С.), а также перестроенный К. Тоном Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова.
Но среди этих 10 проектов можно выделить тройку наиболее интересных с точки зрения именно архитектуры: Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина, Академию Штиглица и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина и Юрий Матвеевич Фельтен
Здание Академии художеств было построено в стиле классицизма в 1764-1788 гг. Над проектом работали три архитектора: Жан-Батист Валлен-Деламот, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен. На последнего после смерти Кокоринова в 1772 году были также возложены обязанности руководителя строительства.
В основе композиции здания Академии лежит круг, вписанный в прямоугольник. В плане сооружение представляет собой замкнутый блок с несколькими малыми внутренними дворами, сдвинутыми к углам. Интересный факт: центральный круглый двор здания Академии художеств является самым большим круглым двором в мире!
Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности академии:
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- Воспитание
Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным портиком. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры.
Венчает лицевой фасад статуя Минервы — римской богини мудрости и стратегической войны, справедливости, закона, победы, покровительницы искусств, торговли и стратегии, окруженной мальчиками-гениями искусств.
Данный проект украшает и без того очень богатый список профессиональных достижений Ю. М. Фельтена.
Работал Фельтен с такими мастерами как И.-Я. Шумахер и Б. Растрелли. По его проектам строили церкви, училища, заводы и дворцы. Среди его трудов можно назвать такие шедевры архитектуры как Малый и Большой Эрмитажи, Церковь Рождества Иоанна Предтечи и Армянскую церковь Святой Екатерины.
Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица и Максимилиан (Максим) Егорович Месмахер
На сегодняшний день Академии Штиглица принадлежат два соединенных друг с другом здания, располагающиеся в Соляном переулке. Оба здания выполнены в стиле историзма (подвид эклектики).
Главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица был спроектирован и построен в 1878—1881 гг. по проекту А. И. Кракау, работавшего в содружестве с архитектором Р. А. Гёдике. Дизайн здания достаточно сдержан, особенно на контрасте с соседним зданием музея, но вполне привлекателен.
Соседнее здание музея выполнено по проекту первого директора этого учебного заведения — М. Е. Месмахера в 1885–1896 гг., в него были перемещены предметы из музея, ранее располагавшегося в нескольких залах главного учебного корпуса.
Что же это за музей? Он был создан для обучения студентов, Месмахер видел его как необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Коллекция музея собиралась различными путями: она включала произведения искусства, подаренные академии, расширялась на аукционах. Многие предметы выкупались у крупнейших европейских и российских антикваров и коллекционеров, непосредственно у мастеров или на всемирных выставках. В коллекцию также внесли свою лепту пожертвования частных лиц – друзей музея: коллекционеров, промышленников, дипломатов и аристократов.
Само здание музея богато украшено ка внешне, так и изнутри. Планировка здания уникальна для своего времени, обладает очень продуманной системой освещения, учитывающей даже такие мелочи, как часы посещения музея: разместив занимающий почти треть площади музея главный выставочный зал под двойным стеклянным куполом, архитектор обеспечил ему достаточное освещение естественным солнечным светом, что крайне удобно, учитывая, что основная доля посетителей приходится именно на дневные часы.
Создавая главный фасад здания, Месмахер вдохновлялся итальянскими постройками эпохи ренессанса: ими навеяны и нижний этаж с полукруглыми арочными окнами и рустовкой, и ряд сдвоенных окон второго этажа. Также здание украшено карнизом и балюстрадой. Центр фасада выделен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства, выполненный А. Г. Бауманом в 1887–1888 гг., над фронтоном здания возвышается фигура летящей Славы.
А что же мы знаем про архитектора, спроектировавшего это здание?
Месмахер родился 21 марта 1842 года в Санкт-Петербурге, в семье немецкого каретного мастера. Он рано потерял отца, но получил достойное образование.
Этот зодчий был центральной фигурой направления историзма, но прославился он не только в сфере архитектуры, но и как просветитель. Некоторое время Максимилиан Егорович преподавал как в академии Штиглица, так и в школе Общества поощрения художеств.
Специализировался зодчий на проектировании и строительстве крупных дворцовых и общественных зданий, оформлении интерьеров и формировании всей предметно-пространственной среды, вследствие чего он оставил культурное наследие, значимость которого сложно переоценить.
Среди его главных трудов можно выделить следующие постройки: дворец великого князя Михаила Михайловича, здание Архива Государственного Совета, Массандровский дворец в Крыму, дворец великого князя Алексея Александровича. Но все же венцом его творения принято считать именно здание музея академии Штиглица.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Эрнест Францевич Виррих
Политехнический институт возник по инициативе министерства финансов, в частности С. Ю. Витте, с целью подготовки специалистов в разных областях промышленности и торговли.
Политехнический университет представляет собой уникальное для Санкт-Петербурга явление: институтский комплекс проектировался автономно с интернатом и полным инженерным обеспечением, учитывая опыт аналогичных сооружений в Европе. Так помимо учебных корпусов, лабораторий и жилых помещений для студентов и преподавательского состава были построены амбулатория, газовый завод, газгольдер, котельная и водонапорная башня.
Строительство комплекса проходило в период с 1900 по 1905 гг., в 1906-1907 гг. осуществляется организация парка, в 1906 г. производится постройка биологической станции (не сохранилась), строительство деревянной кухни и прачечной при больнице, перестройка больницы, после чего в 1907 году строительная комиссия по сооружению зданий Санкт-Петербургского политехнического института объявляется закрытой.
Сердцем кампуса стало Главное здание: двух-трехэтажное, имеющее Н-образную конфигурацию белое здание, выполненное в стиле неоклассицизма и, вероятно, вдохновленное Высшей технической школой в Берлине (Германия).
Высшая техническая школа в Берлине (вверху), XIX век Главное здание Политеха (внизу)
Главный учебный корпус сочетает в себе черты россиевского ампира, классицизма и элементы барокко. Особенностью здания является симметричная композиция главного фасада относительно ризалита главного входа, с фланкирующими его боковыми ризалитами и крыльями боковых корпусов. В отделке Главного здания искусно совмещаются штукатурный руст и гладкая окрашенная штукатурка. Также корпус украшают профилированные карнизы и тяги, пояс меандра, глубокие кессонированные арки дверных проемов, колонны.
Имя архитектора Политехнического университета, к сожалению, не так широко известно, как имена зодчих, речь о которых шла выше.
Родился Эрнест Францевич Виррих 20 мая 1860 года в Одессе в мещанской семье немцев-лютеран. Эрнест получил сначала домашнее образование, а затем два высших в Академии художеств: художественное, а следом и архитектурное. Свою карьеру он начал как помощник таких именитых архитекторов как В. В. Шаубе и П. Ю. Сюзор.
Кроме Санкт-Петербурга Виррих жил и работал в Омске и Нижнем Новгороде. Его карьера архитектора насчитывала около 10 значимых проектов, но главными из них принято считать три: комплекс Политехнического института, Торговый дом Гвардейского экономического общества и жилой комплекс Бассейного кооперативного товарищества. Каждый из этих проектов был выполнен в соавторстве с рядом талантливых архитекторов Санкт-Петербурга.
В 1920 г. Виррих эмигрировал в США, где самореализоваться в архитектуре не смог.
А что студенты думают о зданиях своих альма-матер?
«Я туда поступила из-за здания», — смеется Долганова И., студентка первого курса академии Штиглица. «От студентов и преподавателей часто можно услышать, что само здание способствует обучению искусству, потому что само по себе является искусством. Если говорить про устройство самого здания, то там можно запутаться. Иногда непонятно, на каком этаже ты находишься и в какую сторону выходят окна в помещении».
Студентка 2-го курса Санкт-Петербургской Академии художеств Лозовская Л. говорит: «Здание Академии очень удобно спроектировано, поэтому почти в любое место можно попасть несколькими путями, что очень радует. Правда есть главный внутренний дворик, куда входа простым смертным нет, что весьма печально. Но наличие на стенах, а иногда и на полу различных предметов искусства очень вдохновляет».
«Мне очень нравятся широкие лестницы, высокие потолки и большие окна. Приходя на учебу, я ощущаю себя частью чего-то возвышенного, чувствую связь с мыслителями и профессорами прошлого. Возможно, именно красота главного здания повлияла на мой выбор института, так как благоприятное внутреннее ощущение очень важно для учебы» — слова второкурсницы Политеха Петра Великого Зотовой А.
Как мы видим, студенты любят свои ВУЗы и считают, что то, как выглядит место их обучения, влияет и на их учебу.
Источники:
https://www.spbstu.ru/university/about-the-university/history/construction-institute/
https://www.spbstu.ru/media/news/kultura/155th-anniversary-architect-viraha/
https://www.citywalls.ru/
https://peterburg.center/story/akademiya-hudozhestv-v-peterburge-stareyshee-zdanie-s-samym-bolshim-v-mire-kruglym-dvorom
https://www.citywalls.ru/search-architect74-page3.html
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7710.php
https://architecturalidea.com/architecture-history/yu-m-felten-1730-1801/
http://www.encspb.ru/object/2855712991?dv=2853951676&lc=ru
https://www.stieglitzmuseum.ru/ru/museum.htm
https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/12/08/Акт_ГИКЭ_парк_Политехнического_университета_24.11.2020_..pdf
Источники фото:
Высшая техническая школа в Берлине, XIX век: https://heinzalbers.org/page-beralt0020.htm
Академия художеств, вид сверху: http://artsacademy.ru/
Автор остальных фото: Капитонова А.