Мифы и легенды
В Бранденбурге вы на каждом шагу обязательно найдете какую-то историю. Иногда такая история может вас настолько увлечь, что вы расскажете ее друзьям, а они, в свою очередь, кому-нибудь еще. Так ваш рассказ будет наполняться деталями и сюжетными поворотами. Расскажи его сейчас, вы, может быть, не узнаете в нем оригинал. Так рождаются мифы. Мы собрали для вас три легенды родом из Бранденбурга. Рассказывайте их друзьям в путешествиях по Германии: возможно, все это происходило на самом деле.
Основание Потсдама
В давние времена, когда на территории Бранденбурга еще селились славянские времена, а правил ими могущественный Драговит (Dragowit), когда на месте Потсдама еще стоял древний дубовый лес, землю ту разделяла глубокая трещина. Весенние паводки наполняли ее водой и река Хафель делила территорию на три небольших острова. На островах тех были разбросаны рыбацкие деревушки. Реки в то время еще были богаты рыбой.
В сегодняшнем городке Альт-Гелтов (Alt-Geltov), на том самом месте, где сейчас стоит церковь, когда-то был замок с неприступными стенами. Попасть в него можно было только по узкому мосту, протянутому над глубоким рвом. Казалось, что в башне его совсем не было окон, только высоко-высоко, под самым небом можно было разглядеть тонкие прорези, через которые в темные комнаты попадал солнечный свет.
Жил в том замке некогда правитель, который славился своей мрачностью и нелюдимостью. Он потерял в битве родного сына, после чего еще больше отстранился и замкнулся в себе. Когда пришло время выбирать наследника, приблизил он к себе своего единственного родственника, молодого юношу. Владыка наказал, чтобы честь тому оказали соответствующую, как если бы тот был его сыном. Годы шли, но жестокий правитель так и не смог впустить в свою душу юного наследника. Лишь на редких пирах или обрядах можно было увидеть юношу подле него.
Чем старше становился правитель, чем белее становились его волосы, тем плотнее сжималось вокруг него кольцо одиночества. Молодой наследник же, напротив, проводил дни в компании других юношей, увлекаясь охотой и рыболовством.
Однажды вечером они возвращались домой на лодке после охоты. Неспокойна была река, ветер грубыми порывами вырвал у слуги весло, шторм подхватил их и понес в неизвестном направлении. Наконец течение выбросило лодку на небольшой остров. Измученные, путники тотчас же уснули.
Проснувшись утром, будущий правитель заметил неподалеку лодку, в которой сидела, забросив в воду сети, прекрасная рыбачка. Девушка была так красива, что юноша не мог оторвать от нее взгляд. Заметив незнакомого мужчину, она быстро оттолкнула лодку от берега, но тот последовал за ней. Слова его так тронули сердце рыбачки, что она согласилась сойти на берег. Больше они не расставались.
На лодке доплыли они до укромного уголка, в котором было решено построить небольшую хижину, чтобы остаться там навсегда. Так и жили они вместе в дубовом лесу много месяцев, пока наконец не выпал снег. Юноша рассказал возлюбленной о своей судьбе и о том, что скоро он должен унаследовать замок и титул.
Дальше оставаться в лесу было нельзя, болота и реки замерзали. Тогда наследник прямо по льду отправился в замок Гелтов. Он поклялся, что уже через три дня вернется и заберет прекрасную рыбачку с собой.
Наконец он достиг замка, но тут же был схвачен: оказалось, его предшественник умер, а наследником ему был выбран другой человек. Новый правитель бросил юношу в темницу без еды и воды, надеясь, что скоро тот ослабнет и сгинет в заточении. На вторую ночь узницу удалось сбежать: он направился прямо в крепость Драговита, где был любезно принят. Он горевал по возлюбленной, но не смел заговаривать о ней с Драговитом. Лишь на девятый день, когда боль стала невыносимой, он рассказал все могущественному владыке и отправился с отрядом на поиски хижины на острове.
Окруженная древним дубовым лесом, хижина была точно такой, какой он ее запомнил. Приблизившись к хижине, пробираясь через глубокий снег, молодой наследник увидел под деревьями девушку. Прекрасная и неподвижная, она была мертва. С той самой минуты, когда юноша увидел ее, волосы его побелели и утратил он способность улыбаться.
Драговит, видя горе его, отдал ему в дар три острова, разделенных Хафелем. На месте хижины безутешный наследник построил крепость и назвал его Poztupimi, что означало “под сенью дубов”. Постепенно вокруг крепости начали селиться люди, поселения разрастались и стали небольшим городком. Город тот мы сейчас называем Потсдамом.
Reinhard, Sagen, Seite 18ff.
Как построили монастырь Ленин
Однажды маркграф Бранденбурга Оттон I охотился со своей свитой в лесах, в которых стоит теперь монастырь Ленин. Утомленный охотой, лег маркграф отдохнуть под дубом и сон сморил его. Привиделось ему, что напал на него белый олень и пытался пронзить его острыми рогами. Оттон защищался своим охотничьим копьем, но почему-то не мог причинить вреда оленю, тот же нападал все яростнее. Тогда маркграф обратился за помощью к Всевышнему. В то самое мгновение олень исчез и Оттон проснулся.
Сон этот пересказал маркграф своим верноподданным, которые в олене узнали символ языческих племен, ведь исчез он только при упоминании божественного имени. Решили они, что нужно заложить на этом месте крепость в честь Провидения, которое укрыло Оттона I от опасности. На месте том появился монастырь.
Назвать его решено было Ленин (Lehnin), от слова Lanie, что на старославянском языке означало “олень”. На ступенях монастыря можно найти окаменевший кусок дуба, находящийся ровно в том месте, где белый олень напал на маркграфа.
Quelle: Kuhn, A./Schwartz, W., Nordeutsche Sagen, Märchen und Gebräuche aus Mecklenburg, Pommern, der Mark, Sachsen, Thüringen, Braunschweig, Hannover, Oldenburg und Westfalen. Leipzig 1848, Nr.73
Кузнец из Йютербога
Жил в городе Йютербог кузнцец, который был дружелюбным, отзывчивым и очень набожным человеком. Однажды вечером, в очень поздний час, подошел к кузнецу человек, который выглядел святым, да спросил, где бы ему остановиться. Кузнец, славившийся своим радушием, немедленно пригласил путника к себе. На следующее утро, собираясь уходить, незнакомец сказал кузнецу, что исполнит три любых его желания в благодарность за ночлег.
Поразмыслил кузнец, да попросил, чтобы стул, на котором он сам с удовольствием отдыхал после тяжелой работы, мог бы удержать любого незваного гостя до тех пор, пока сам кузнец не решит его отпустить. Вторым желание кузнеца было, чтобы яблоня в его саду так же не пускала бы любого, кто захочет на нее залезть. Третьим желанием кузнеца стал мешок с углем, угодив в который, непрошеный гость не мог бы выбраться наружу. Путник исполнил эти просьбы и ушел.
Время шло и сама Смерть захотела зайти в гости кузнецу да увести его с собой. Кузнец предложил Смерти сесть на стул и отдохнуть после долгой дороги. Так попала Смерть в первую ловушку: как ни билась, не могла она встать с заколдованного стула. Тогда кузнец обещал, что отпустит Смерть, если та даст ему еще десять лет. Смерть обрадовалась сделке и кузнец сдержал обещание.
Годы шли, Смерть снова показалась по пороге у гостеприимного кузнеца. Тогда тот предложил Смерти сорвать с яблони несколько плодов, ведь она, верно, утомилась в дороге. Взлетела Смерть на дерево и оказалась во второй ловушке. На этот раз кузнец позвал своих подмастерьев, да приказал им высечь Смерть раскаленными железными прутьями. Та молила о пощаде и кричала, что позволит кузнецу жить вечно. Только услышал кузнец эти слова, сразу же отпустил ее.
Нелегко пришлось Смерти. Той же ночью повстречала она в городе Дьявола, да пожаловалась ему на то, что обманул ее кузнец. Дьявол в ответ только посмеялся над ее глупостью: как это простой кухне ухитрился обвести вокруг пальца саму могущественную Смерть? Дьявол решил покончить с кузнецом.
Тем же вечером отправился он к его дому, прося о ночлеге. Кузнец, видя, что за гость к нему пожаловал, сказал, что открыть входную дверь никак не может. Но, если Дьявол сможет зайти к нему через замочную скважину, будет рад его принять. Обрадовался Дьявол, да не тут то было: через замочную скважину угодил он совсем не в кузницу, а в мешок с углем, который предприимчивый кузнец приставил к двери.
Разгневался дьявол, но не смог вырваться из третьей ловушки кузнеца. Тот завязал мешок и бросил его на наковальню, пока верные подмастерья готовили для Дьявола молоты. Тот молил о пощаде и когда кузнец решил, что поплатился Дьявол за свою дерзость, позволил ему выйти в ту же замочную скважину, через которую он пришел. Кажется, это был первый и единственный раз, когда Дьявол отведал такого гостеприимства.
Kuhn, A./Schwartz, W., Nordeutsche Sagen, Märchen und Gebräuche aus Mecklenburg, Pommern, der Mark, Sachsen, Thüringen, Braunschweig, Hannover, Oldenburg und Westfalen. Leipzig 1848, Nr.88
Текст: Татьяна Юминова
Иллюстрация: Оксана Пиллинг
#PSB.brandenburg.spb